#1
|
||||
|
||||
Оказание первой помощи ребенку
Особенности сердечно-легочной реанимации у детей
Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир Mishnah Sanhedrin В.И. Снисарь, д.м.н., профессор кафедры анестезиологии, интенсивной терапии и медицины неотложных состояний Днепропетровской государственной медицинской академии; Я.А. Сыроватко,врач-реаниматолог отделения реанимации областной детской больницы г. Днепропетровска; С.В. Мороз, врач-реаниматолог отделения реанимации детской больницы №3 им. М.П. Руднева г. Днепропетровска тематический номер: ПЕДИАТРИЯ, АКУШЕРСТВО, ГИНЕКОЛОГИЯ Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации*, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics. Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца – это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, желудочковая фибрилляция и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу «предостановки», что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы. Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций: – не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка; – не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей. После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно. Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] |
#2
|
||||
|
||||
Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.
Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца. У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5) [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям], у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процес, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание. Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею. Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях. У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9) [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям], т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии. |
#3
|
||||
|
||||
У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).
[Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции. Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца: – расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11); [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] – охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий. Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (табл. 2). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений. Прекардиальный удар никогда не следует применять в педиатрической практике. У старших детей и взрослых его рассматривают как необязательный прием, когда у пациента отсутствует пульс, а дефибриллятор быстро использовать невозможно. [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] |
#4
|
||||
|
||||
Помощь при утоплении Помощь пострадавшему, извлеченному из воды, делится на:
1.помощь при нарушении дыхания и кровообращения; 2.оживление. Если потерпевший находится в сознании, необходимо снять с него мокрую одежду, обтереть тело, укутать и дать какой-либо подкрепляющий напиток (чай, кофе, др.), а также настойку валерианы с ландышем. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям]Если потерпевший находится в бессознательном состоянии, но пульс и дыхание сохранены, то его следует уложить на спину с опущенной головой и приподнятыми ногами, расстегнуть (снять) стесняющую одежду, дать понюхать нашатырный спирт. Одновременно с этим растереть тело по направлению к сердцу, делая массаж верхних и нижних конечностей. При появлении (нарастании) синюшности у пострадавшего необходимо обеспечить вдыхание ему кислорода. Если потерпевший находится без признаков жизни, то мероприятия по его оживлению проводятся в следующем порядке: подготовка к проведению искусственного дыхания (освобождение ротовой полости, носоглотки и верхних дыхательных путей от инородных тел, воды, слизи…); искусственное дыхание; поддержание или восстановление кровообращения. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Все действия по подготовке к искусственному дыханию не должны занимать более 15—20 сек. При этом необходима максимальная осторожность, так как при грубом обращении может исчезнуть резко ослабленная сердечная деятельность. Если у пострадавшего судорожно сжаты челюсти, их разжатие производится с помощью специального приема: четыре пальца обеих рук помещают под углы нижней челюсти и, упираясь большими пальцами в подбородок, резко нажимают на него, открывая рот. Для исключения повторного сжатия челюстей необходимо вставить между зубами предмет (кусок резины, завязанный узлом платок, скатку бинта и т. п.). Съемные зубные протезы необходимо снять. Затем при помощи пальца, обернутого чистой марлей или платком, очищаются полости рта, носоглотки и носа от попавших туда инородных тел (песка, травы, ила и т. п.). При этом голову пострадавшего следует повернуть на бок и вытянуть наружу запавший язык. Очищение полости рта и верхних дыхательных путей можно делать (в целях экономии времени) одновременно с удалением воды из дыхательных путей и желудка. Для удаления воды нужно положить пострадавшего нижней частью грудной клетки на бедро (оказывающий помощь становится на одно колено) и несколько раз нажать на грудную клетку. Голова пострадавшего должна находиться ниже грудной клетки. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Все указанные выше действия должны быть произведены не более чем за минуту. После удаления основной массы воды и очищения полости рта, следует немедленно приступить к искусственному дыханию. Если у пострадавшего мертвенно-бледное лицо, а в полости рта и около ноздрей нет ни воды, ни пены, то удалять воду и очищать полость рта не нужно. Наиболее эффективные и простые способы искусственного дыхания — «изо рта в рот» и «изо рта в нос». Одновременно с искусственным дыханием производится непрямой массаж сердца. При этом пострадавший должен обязательно лежать на твердой поверхности, на спине. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Непрямой массаж сердца следует начинать после четырех-пяти вдуваний воздуха. Массаж проводится строго в режиме 50—60 надавливаний на грудину в минуту. Соотношение «сердечных толчков» (надавливаний) к числу «вдохов» (вдуваний воздуха) должно относиться как 4:1 или 6:1. Во время вдоха пострадавшему надавливание на грудину не производится. В период выдоха следует 4—6 раз нажать на грудину, делая паузу во время последующего вдоха. При оказании помощи двумя лицами, один проводит искусственное дыхание, а другой — непрямой массаж сердца. Массаж сердца и искусственное дыхание проводится до тех пор, пока пострадавший не станет самостоятельно дышать и не придет в сознание. Предел реанимации, т. е. момент, после которого дальнейшее оживление бесполезно, может определить только врач, поэтому мероприятия по оживлению следует проводить как можно дольше, насколько хватит сил. Никогда не сдавайтесь. После оказания первой помощи (пострадавший начал дышать и приходить в сознание) необходимо снять мокрую одежду и согреть его. Для этого применяют горячий песок, грелки, бутылки с теплой водой и т. п. В первую очередь согревается затылок, шея, ноги, область печени и поясницы. |
#5
|
||||
|
||||
ТЕПЛОВОЙ УДАР
Причиной возникновения теплового удара является перегревание тела при одновременной низкой его теплоотдаче. Тепловой удар может возникнуть, например, при усиленном физическом труде в помещениях с высокой температурой и влажностью воздуха, также к тепловому удару может привести нахождение при выской температуре в "недышащей" синтетической одежде и при недостаточном употреблении жидкости, из-за чего снижается потоотделение, что, в свою очередь, приводит к перегреванию организма. При тепловом ударе появляются слабость, головокружение, тошнота, головная боль, часто случается рвота. Дыхание при этом учащается, иногда может возникнуть носовое кровотечение, а в тяжелых случаях - потеря сознания, кома. При оказании первой помощи при тепловом ударе пострадавшего необходимо быстро перенести в прохладное помещение или в тень, положить на спину, подложить под голову подушку или сложенное одеяло, освободить от мешающей нормальному дыханию одежды. Пострадавшему дают пить холодную воду, на голову накладывают компресс из смоченного в холодной воде полотенца или салфетки, протирают тело холодной водой. При необходимости получившему тепловой удар делают искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. СОЛНЕЧНЫЙ УДАР Солнечный удар возникает при длительном пребывании без головного убора (панамы, сомбреро и т.д.) под прямыми лучами солнца. У получившего солнечный удар появляются шум в ушах, головная боль, тошнота, иногда возникают рвота, головокружение. Часто вместе с солнечным ударом человек получает и ожоги кожи 1-2-й степени. Первую помощь при солнечном ударе оказывают также, как и при тепловом ударе. Если образовался ожог, то на пораженное место накладывают салфетку с проладной водой. Образовавшиеся на месте ожога пузыри вскрывать запрещается, во избежание попадания инфекции. |
#6
|
||||
|
||||
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ При оказании первой помощи при ожогах открытым пламенем нужно в первую очередь прекратить воздействие высокой температуры, затем подвергнуть обожженный участок кожи обливанию струей холодной воды (в течение 10-15 минут). К обожженной поверхности тела нельзя прикасаться руками, нельзя пытаться снимать прилипшие к телу остатки сгоревшей одежды (можно лишь осторожно срезать их края ножницами).
На поврежденные участки кожи необходимо наложить сухие стерильные повязки, давать пострадавшему обильное питье, укутать его и как можно быстрее доставить в больницу. Если есть возможность, то сразу после получения ожогов пострадавшему нужно ввести сердечно-сосудистые и обезболивающие средства. При ожогах горячими жидкостями необходимо держать обожженную поверхность под струей холодной воды в течение 15-20 минут, при появлении на поверхности кожи пузырей необходимо на обожженный участок наложить стерильную повязку и незамедлительно обратиться к врачу. Категорически не разрешается самостоятельно вскрывать образовавшиеся при ожоге пузыри, так как это может привести к заражению ожоговой поверхности инфекцией. Первая помощь при ожоге кислотами - обильное промывание обожженной поверхности тела проточной водой, затем необходимо наложить на пострадавший участок тела примочки из 2%-ного содового раствора. При ожогах щелочами необходимо использовать повязки, пропитанные раствором 0,5%-ной лимонной кислоты (примерно половину чайной ложки на стакан воды), либо 2%-ным раствором столового уксуса, затем наложить стерильную повязку. Во всех случаях необходимо обратиться за помощью в медицинское учреждение. |
#7
|
||||
|
||||
ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ Оказывая первую помощь при поражении электрическим током, в первую очередь нужно как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника и т. д.
От времени воздействия электрического тока на организм напрямую зависит тяжесть полученной травмы. Если быстрое отключение электрического тока невозможно (рубильник или выключатель находятся далеко, доступ к ним заблокирован и т.д.), то оказывающий первую помощь должен соблюдать следующие условия, прежде чем касаться пострадавшего: 1) становиться нужно на резиновый коврик, либо под ногами должны быть сухие доски, либо надеть диэлектрическую обувь; 2) запрещается касаться руками металлических предметов или тела пострадавшего, нужно тащить человека только за его одежду (воротник); 3) выполнять действия по спасению нужно только одной рукой; 4) если нет диэлектрических перчаток, то нужно обмотать руку сухой тряпкой или краем рукава; 5) освободить пострадавшего от продолжающегося действия электрического тока нужно не электропроводным предметом (наприме, палкой); 6) перерубать электропровод можно только топором с сухой деревянной ручкой; При получении пострадавшим ожогов обугленную одежду с него не снимают, а осторожно разрезают ножницами. На рану необходимо наложить стерильную повязку и как можно быстрее доставить пострадавшего в больницу. |
|
#8
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка до 1 года, без потери сознания
Симптомы Ребенок задыхается и не может кричать, издает свистящие шумы, тщетно пытается кашлять, лицо начинает синеть. Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть один из вас вызывает неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже приемам первой помощи. Если вы оказались в одиночестве, вызовите неотложную помощь, когда это можно сделать быстро. Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу. Чего не следует делать Не предпринимайте излишних действий, если ребенок в состоянии кашлять, дышать и кричать. Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны. Не приступайте к описанным ниже приемам первой помощи без абсолютной уверенности в том, что ваш ребенок задыхается. Приступайте к ним только тогда, когда ребенок потеряет способность кашлять и кричать или когда кашель и крики резко ослабеют. Положите ребенка лицом вниз себе на руку так, чтобы его грудь оказалась на вашей ладони, и обхватите большим и указательным пальцами нижнюю челюсть. Сядьте и обоприте руку с ребенком о свое бедро или колено. Голову ребенка опустите ниже его туловища. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] В течение 5 секунд ладонью свободной руки нанесите 4 резких удара по спине между лопатками. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Переложите ребенка на другую руку лицом вверх. Руку обоприте о свое бедро или колено. Голову ребенка держите ниже его туловища. |
#9
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка до 1 года, без потери сознания
(продолжение) Положите два пальца свободной руки на грудину ребенка чуть ниже сосков. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] В течение 5 секунд резко надавите пальцами 4 раза на грудину так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 1,5—2,5 см. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Снова переложите ребенка на другую руку лицом вниз и нанесите ему еще 4 удара по спине. Продолжайте чередование двух приемов (4 удара по спине, 4 надавливания на грудину) до выталкивания инородного тела, прибытия врача или до тех пор, пока ребенок не потеряет сознание. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Если ребенок потерял сознание, см. «Инородное тело в дыхательных путях у ребенка до 1 года, с потерей сознания». |
#10
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка до 1 года, с потерей сознания
За чем нужно следить Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, потрите его по спине или пошлепайте по плечу. Если он не реагирует, приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. Чего не следует делать Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны. Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть один из вас вызывает неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже приемам первой помощи. Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Вызовите неотложную помощь, если это можно сделать быстро. Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. Даже если вам удалось извлечь инородное тело из дыхательных путей и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу. Крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ребенку спину, положите его на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Большим и указательным пальцами откройте ребенку рот и придавите язык большим пальцем. Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Не меняя положения головы ребенка, плотно обхватите своими губами его нос и рот. Сделайте 2 медленных осторожных вдувания воздуха длительностью по 1 секунде каждое, с паузой между ними. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не поднимается, измените положение головы ребенка и сделайте 2 вдувания воздуха. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] |
#11
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка до 1 года, с потерей сознания
(продолжение) Если грудная клетка ребенка по-прежнему не приходит в движение, начинайте наносить удары по спине. Положите ребенка лицом вниз себе на руку так, чтобы его грудь оказалась на вашей ладони, и обхватите большим и указательным пальцами нижнюю челюсть. Сядьте и обоприте руку с ребенком о свое бедро или колено. Голову ребенка опустите ниже его туловища. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] В течение 5 секунд ладонью свободной руки нанесите 4 резких удара по спине между лопатками. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Переложите ребенка на другую руку лицом вверх. Руку обоприте о свое бедро или колено. Голову ребенка держите ниже его туловища. Положите два пальца свободной руки на грудину ребенка чуть ниже сосков. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] В течение 5 секунд резко надавите пальцами 4 раза на грудину так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 1,5—2,5 см. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Большим и указательным пальцами откройте ребенку рот и придавите язык большим пальцем. Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. Если ребенок не дышит, приступайте к сердечно-легочной реанимации. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] |
#12
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка до 1 года, с потерей сознания
(продолжение) Если извлечь инородное тело не удается, сделайте ребенку 2 вдувания воздуха, нанесите 4 удара по спине, произведите 4 надавливания на грудную клетку и снова загляните в горло. Повторяйте эти действия до выталкивания инородного тела или до прибытия врача. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] |
#13
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1 года, без потери сознания
Симптомы Ребенок задыхается и не может кричать, издает свистящие шумы, тщетно пытается кашлять, лицо начинает синеть. Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть кто-нибудь из вас вызывает неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже приемам первой помощи. Если вы оказались в одиночестве, вызовите неотложную помощь, когда это можно сделать быстро. Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу. Чего не следует делать Не предпринимайте излишних действий, если ребенок в состоянии кашлять, дышать, кричать и разговаривать. Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны. Не приступайте к описанным ниже приемам первой помощи без абсолютной уверенности в том, что ваш ребенок задыхается. Чтобы освободить дыхательные пути, просите ребенка кашлять. Приступайте к приемам первой помощи, когда ребенок потеряет способность кашлять или когда кашель резко ослабеет. Встаньте сзади ребенка и обхватите его руками на уровне пояса. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Сожмите руку в кулак. Обхватите кулак другой рукой. Большой палец кулака прижмите к середине живота ребенка чуть выше пупка (то есть значительно ниже грудины). [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Выставив вперед локти, быстрыми резкими движениями надавливайте кулаком на живот ребенка, направляя свои движения вглубь и вверх. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Продолжайте надавливать на живот до выталкивания инородного тела, прибытия врача или до тех пор, пока ребенок не потеряет сознание. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Если ребенок потерял сознание, см. «Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания». |
#14
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания
За чем нужно следить Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, слегка потрясите его за плечо и позовите по имени. Если он не реагирует, приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. Чего не следует делать Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны. Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть один из вас вызывает неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже приемам первой помощи. Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Вызовите неотложную помощь, если это можно сделать быстро. Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. Даже если вам удалось извлечь инородное тело из дыхательных путей и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу. Крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ребенку спину, положите его на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Большим и указательным пальцами откройте ребенку рот и придавите язык большим пальцем. Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте 2 медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, измените положение головы ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] |
#15
|
||||
|
||||
Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания
(продолжение) Если грудная клетка ребенка по-прежнему не движется, начинайте надавливания на живот. Встаньте на колени у ног ребенка или, опустившись на пол, обхватите коленями его бедра. Положите выступ своей ладони на середину живота ребенка чуть выше пупка (то есть значительно ниже грудины). Свою другую руку положите сверху. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Произведите 6—10 резких надавливаний на живот ребенка, направляя свои движения вверх. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Большим и указательным пальцами откройте ребенку рот. Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] Если ребенок не дышит, приступайте к сердечно-легочной реанимации. Если извлечь инородное тело не удается, сделайте ребенку 2 вдувания воздуха, произведите 6—10 надавливаний на живот и снова загляните в горло. Повторяйте эти действия до выталкивания инородного тела или прибытия врача. [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] [Изображения доступны только зарегистрированным пользователям] |