#1
|
|||
|
|||
Мальчик, почти 2 года, отстает развитие речи
Здравствуйте, Полина Львовна!
Спасибо вам большое за вашу работу, давно читаю ваш раздел, многие вопросы решались сами собой после прочтения прикрепленных тем и консультаций. Наша проблема не такая уж редкая, даже на первой странице несколько похожих тем, сложность с тем, что к специалисту обратиться сейчас не можем. Нашему мальчику через 2 недели будет 2 года. Родился ровно в ПДР, кесарево сечение (повторное, его сестра родилась при помощи КС), здоровье и развитие всегда было в норме. Спокойный, упорный, самостоятельный. Физическое развитие очень хорошее, прыгает, залезает на высокие лестницы на детской площадке, висит на руках, пинает мячик, иногда ловит руками. Очень любит машинки и настоящие машины, постоянно играет с машинками - только катает, по возможности по разным поверхностям, чтобы были разные звуки и ощущения. Беспокоит очень медленное развитие речи. К году едва была пара слов, к полутора - примерно десяток, сейчас около 20-25, список приведу ниже. В его полтора года переехали в США. Дома говорим по-русски, в сад он не ходит. Пару раз в неделю приходит няня, которая говорит по-английски, максимум он с ней общается 12 часов в неделю, обычно скорее 6. Ну и на детских площадках, в магазинах и т.п. слышит английский. 40 минут в неделю - развивающее занятие на английском. Мультики с сестрой смотрит и песенки слушает на русском. Словарь сейчас примерно такой: - бабУ (мама) - появилось уже после полутора лет, и употребляется обычно в ситуации "о, мама, ты пришла!" или "о, мама, я тебя нашел!" или "о, мама, я тебя вижу!", но не "мама, мне что-то нужно!" или "мама, пожалей меня" - Яя (Варя) - сестра. Пожалуй, самое старое его слово. Были слова и до этого, но они потом исчезли, а это осталось - РРРРа (машина) - Ти (поезд) - кажется, это произошло от "ту-ту" - Яу - кошка или собака или похожий на них зверь (кошка и собака на самом деле разные слова, явно различная интонация) - Ги-го (лошадь) - Пи-пи (птица) - в том числе и большие птицы типа ястреба или вороны или чайки - Га-га (гусь) - Оооо (медведь) - Дядя - То (тост) - Яа (яблоко) - Ку (клубника) - Ф-ф-ф (как будто дует) суп или любая горячая еда - Пи - пить - яУУУУ (горячий) - Ба! (бах! или "нет") - Ди! (иди или уходи) - Пффф (подгузник или его содержимое) - Ки (пока) - Бооо (и специальное жалостное лицо) - больно - Во! (и указательный жест) - дать вот это, я вот это хотел! Плюс жесты: - Пока - Мма (целует) - Еще - Дать (показывает пальцем) - Нет (мотает головой) - Да (кивает) - На ручки - Туда (показывает) - Ситуационные жесты, например, есть определенный жест, означающий, что нужно прекратить его качать и снять с качелей. Ну и всякие вариации указательного жеста, очень четкие, совершенно определенные контексты обозначают совершенно определенные желания, т.е. чтобы, к примеру, получить тост, он не только показывает на тостер, а подходит с определенной стороны стола, а чтобы пить - с другой. Если хочет клубнику, не полагается на слово, а приносит кубик лего с нарисованной клубникой и хватается за ручку холодильника. Недавно появились "предложения", если можно их так назвать, к примеру "Ррра ба!" (машина упала) или "яУУУ то!" (тостик горячий). Но словарный запас не растет. За последний месяц появился только "гусь" и "подгузник". Некоторые слова появляются, а потом уходят. В целом мальчик очень сообразительный и общительный. Даже слишком сообразительный, пожалуй, он очень хорошо и понятно пользуется невербальными способами. Со слухом проблем нет, проверяли у педиатра на осмотре в полтора года, и он понимает и выполняет сложные инструкции типа "иди наверх и принеси штаны" или "возьми еще кусок яблока и дай Варе", а о том, что готов ужин, слышит из соседней комнаты, ну или слышит за окном самолет и бежит смотреть. Проблема, боюсь, в том, что общается он почти исключительно со мной, а я его хорошо понимаю, и он это знает. Если я начинаю притворяться или (иногда) действительно его не понимаю, он ужасно сердится и не пытается говорить словами, а повторяет жест и в конце концов доходит до истерики. Книжки не любит, разве что только в них есть машинки или поезда. Играет тоже в основном в машинки, еще любит разрушать то, что строит старшая сестра. Сам собирает пирамиду, может построить башню кубиков из 3-4, но быстро начинает ломать. Возит на машинках разные предметы. С переезда до самого последнего времени, то есть примерно последние полгода он проводил время со мной и сестрой (папа в основном на работе). Теперь сестра пошла в детский сад. Ей через 2 недели будет 5 лет, она говорит практически без остановки, очень хорошо и много, если ей нечего сказать, то она будет изобретать новые слова, повторять одно и то же, говорить нечленораздельные звуки и так далее, лишь бы не молчать. Когда она дома, то она перетягивает на себя большую часть разговоров. Я надеялась, что когда дочь пойдет в детский сад, сыну будет проще начать со мной общаться, но пока никакого прогресса я не вижу. Мне вполне понятно, что должны быть ситуации для общения, и они у нас есть, но он в них обходится жестами и мимикой. Поэтому буду признательна, если вы мне сможете подсказать, как помочь ему перейти к вербальному способу. Также хотелось бы знать, насколько тревожной выглядит ситуация (на фоне сестры, конечно, отставание колоссальное, она в два года говорила распространенными предложениями, но она в этом смысле скорее опережала нормы). Мы сможем обратиться к русскому логопеду не раньше зимы, и то скорее для разовой консультации, чем для постоянной работы. Здесь, вероятно, можно попытаться найти специалистов, но англоязычных, а мальчик находится практически исключительно в русскоязычной среде, я не уверена, что ему это пойдет на пользу. Еще одно, возможно, важное замечание - на групповых занятиях он практически никогда не участвует в собственно групповых занятиях. Он всегда находит, чем заняться, но это всегда за пределами группы. Попыткам привлечь его к занятию всячески сопротивляется. С другими детьми пока не играет, за исключением сестры, с ней очень много игр с догонялками, щекотанием, визгом, наперегонки катаются с горки, вообще очень к ней привязан и все за ней повторяет, за исключением болтовни. Впрочем, "разговаривает" он очень много! но это все просто звуки, в которые иногда вставляются его "слова". При этом это очень богато интонационно и невербально оформлено. Монологи могут длиться по несколько минут, иногда он "разговаривает", когда играет сам по себе, иногда приходит и что-то "рассказывает". Мне иногда кажется, что это такой культ карго, он копирует наше поведение, не понимая, что за этим потоком звуков есть какой-то смысл. Заранее спасибо! я довольно долго не волновалась, потому что явно ни со слухом, ни с интеллектом, ни с общением у мальчика проблем нет, но в конце концов и меня отстутствие развития стало беспокоить. |
#2
|
||||
|
||||
Прочитайте тему про развитие экспрессивной речи, скачайте или закажите книжку Янушко и занимайтесь.
Словарь обращает на себя внимание отсутствием глагольной лексики. Слов -действий должна быть треть от общего словаря. Ищите возможность для ребенка находиться в коллективе сверстников.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |