#1
|
|||
|
|||
Мальчик, 2.1, нет речи, очень слабое понимание
Здравствуйте.
Ребенок родился недоношенным, 31-32 недели, 7 дней реанимации и потом еще месяц выхаживания в ОПН. 1/3 по шкале Апгар, ишемия, гипоксия в родах, ЗРП - 1360 грамм при рождении. Причина - преэклампсия ср. ст. тяжести. ЭКС. Голову стал хорошо держать в 4.5 месяца, перевороты с 6.5, пополз на четвереньках в 9, встал в 9.5, пошел у опоры и сел в 10, самостоятельно стоял с 1.1, самостоятельно пошел в 1.5. Хорошо гулил, потом лепетал, повторял за нами слоги с 10 месяцев. Тогда же появилось первое слово - гись (киса) - называл так и кошек и собак. В 2.1 года мы пришли с тем же набором слов - гись для кошек. Иии-иии-иии га - для собак (у нас собака, которая вечно скулит, ребенок тоже скулит очень натурально). Иногда мамкает, но не уверена, что это осознанно, когда расстроен и зовет меня, не всегда. Показывает на кукле глазки, ротик носик. На картинках на животных показывает то же + грудка, спинка, лапы, хвост. Любит играть, когда он тыкает в картинки, а я проговариваю, что это, сам запоминает и показывает некоторые предметы, которые ему нравятся - ленточка, гнездо, ступенька, птичка, рожица, пуговка. Знает команды - дай, на, встань, сядь, открывай, закрывай, иди сюда, неси машинку, побежали (бежит), попищим (пищит), тыгдык-тыгдык (бежит на четвереньках). Как говорит коровка - мммм, как говорят мышки - иии иии иии. Показывает жестами привет, пока, дай пять. Дает мне игрушку жирафа или открывает книжку на страничке с жирафом, чтобы пела про него песенку. Точно слышит шепот, шепотом с расстояния рассказывала ему про ладушки, он и хлопал, и летел и на головушку садился, не глядя на меня. Общается в основном визгами и мычанием, плюс постоянно говорит га. у него есть еще какие-то "слова", которые часто говорит - кальгаль, гика, ииньга. В январе начали ходить по врачам. Лор - Аудиоскрининг сын прошел в 4 месяца, лор сейчас направил к сурдологам по моему настоянию, поедем в середине февраля. Хотя сказал, что лишнее, раз ребенок слышит шепот. Невролог - назначила кортексин и побольше разговаривать. Поставила ЗРР. Назначила рутинное ЭЭГ (были пароксизмы с года - кивал головой, эпилепсию не ставили, противосудорожные не назначали, наблюдали, с 1.9 их не было). Стоматолог - уздечки под языком и верхней губой в норме, прикус правильный. В кабинете катамнеза ребенок устроил всем, за исключением речи, поведение адекватное, в глаза смотрит, другими детьми и взрослыми гостями интересуется. Логопеда рекомендовали не раньше 3, т.к. с такими маленькими ничем помочь не смогут. Сказали, если не поможет кортексин - через 2 месяца проколоть церебролизин. Меня смущает, что сыну нравятся конкретные страницы в книгах, он открывает только их, при попытке еще что-то посмотреть, немедленно отлистывает обратно. Вообще книгами заинтересовался сильно после 1.5 лет. Слушать чтение не желает, книгу отбирает, сам листает, тыкает пальцем, что говорить. Любит песенки, подпевать не пытается, на знакомых словах может повизгивать (мышки, собачки, кошки у нас примерно одинаково "говорят"). Телевизор присутствует (песенки в основном). Пирамидку собирает по порядку, игры предпочитает - побегать, попрыгать с мебели, любит перебирать фигурки животных, чтобы проговаривала, кто это, и как говорит, но не повторяет и не пытается. Складывает фасольки и т.п. в дырочку. Память хорошая, есть плеер с 16 песенками, чуть больше года ему было, можно было любую напеть, и он ее включал по картинке. Я нашла уже логопедов в городе, которые занимаются с 2 лет, ходить начнем в феврале. Ноотропы колоть не планирую. Посетим сурдолога. Но за исключением этого, что делать и куда идти не знаю. Вопрос, на сколько все плохо? Кого мы должны еще посетить? Должен же какой-то системный подход быть. Нам нужен обычный логопед или какой-то узкоспециализированный? Нужен ли логомассаж? Ребенок еще на гв, отгрызает от целого яблока куски, т.е. с жеванием проблем нет. Кривляния повторяет часто (язык показывает, губы в трубочку, морщится и пр.) |
#2
|
|||
|
|||
В принципе, у вас очень правильный подход. Я бы добавила только консультацию дефектолога, возможно его помощь будет более актуальной (раз вы отмечаете слабое понимание при условно сохранном слухе).
Проверка у сурдолога - это хорошо. Прогноз делать не берусь, но отчаиваться не рекомендую. Мозг ребенка очень пластичен и обладает колоссальными компенсаторными механизмами. Правильно организованная коррекционно-педагогическая работа поможет направить эти ресурсы в нужное русло.
__________________
С уважением, учитель-логопед Людмила Николаевна. |
#3
|
||||
|
||||
Здравствуйте!
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Кроме описанного, во что играет? Как играете вместе, чем занимаетесь? Ходит ли в детский сад, группы раннего развития? Как общается со сверстниками? С уважением, Юлия |
#4
|
||||||
|
||||||
Цитата:
Цитата:
Он ничего не говорит, соответственно мне молча показывать смысла нет. Прошу показать что-то, поначалу показывает, потом надоедает и сам тыкает во что хочет. Цитата:
Цитата:
Смущает зацикленность на одном и том же. В книге с животными не меньше месяца смотрели один и тот же разворот с кошками и собаками. Потом добавился второй с воробьями и вороной, и то там котенок был внизу. Цитата:
Любит, чтобы я катала машинку, а он за ней бегал, ждет, когда скажу "неси машинку", чтобы подбирать её, аналогично бросаю мягкий кубик и катаю мяч. Сам не понимает, что можно разогнать и отпустить, чтобы машинка ехала. Обнимает, целует пупса, любит на нем показывать глаза-нос-рот-пуговки и сам показывает по запросу. Раньше кормил собаку (живую), когда что-то ему давала - печенье и т.п., сразу один кусок ей бросал. А если наедался, то прибегал и чисто для нее что-то брал и носил ей. Сейчас что-то перестал. Рисовать ни в какую не хочет, интереса 0. Его рукой вожу линии, потом отпускаю, пару раз рукой дернет по бумаге и убегает. Пластилин не понимает, из плэйдо ему делаю колбаску или шарик, сомнет и возвращает. Раньше и в руки не брал, т.к. на ощупь не нравилось. Любит хоровод водить, чтобы песню пели. Любит цифры показывать, чтобы проговаривали, узнает их. Любит нажимать на кнопки. Игры в ку-ку и паучка до сих пор очень радуют. По ксилофону стучит, любит, чтоб я озвучивала колокольчик динь, барабан бам. Иногда клею на него наклейку в разные места, любит сдирать, резинку с рук-ног тоже снимать любит. Цитата:
Они в таком возрасте не сильно взаимодействуют, но он всегда подходит, улыбается, показывает все свои возможности (полетели, на головку сели, дай пять, привет, ножками потопает, ручками похлопает), кто поконтактнее, с теми и обнимались и целовались, так просто бегают или игрушки\еду отбирают друг у друга. Спокойнее общается дома, на улице как-то дольше привыкает, постоянной компании нет. После этого поста полностью убрали ТВ. Смотрим, может действительно повлияет как-то. Смущает еще, что слова, которые с рождения долдонятся без конца - мама, папа, никак не воспринимает. Т.е. неси _папе_ машинку или неси _маме_ машинку, никак не воспринимает, несет тому, кто последний ее катил. |
#5
|
|||||
|
|||||
Здравствуйте! Я задам дополнительные вопросы, касающиеся вашего взаимодействия с сыном.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Как вы думаете, с чем связаны стереотипные игры вшего сына, какую потребность они удовлетворяют? Цитата:
Цитата:
С уважением, Юлия |
#6
|
||||
|
||||
Повторяю. Иногда прошу что-то другое показать.
Цитата:
Цитата:
По поводу тревожности - режим снов есть, вокруг них выстроен режим еды и всяких ежедневных рутин, с этой стороны вроде не должно быть тревожности. Контакта физического получает достаточно и со мной, и с мужем. Раз в неделю полдня проводит с бабушкой, он не плачет, когда мы уходим, но рад, когда возвращаемся. Игрушки новые он любит, они не приводят к дискомфорту, только играет по-старому. Но тут может у меня фантазии не хватает, новые игры придумывать. Цитата:
Цитата:
Он, кстати, пробует коммуницировать, сегодня возмущено верещал и по животу себя стучал, долго не могла сообразить, потом поняла, что хочет пить. Первый раз такое. Обычно просто в течение дня водички предлагаю, и он вроде как не нуждается в общении на эту тему. |
#7
|
|||
|
|||
Вчера в первый раз ходили к логопеду-дефектологу.
Ребенку педагог понравилась, быстро перестал ее опасаться, в игры включался. Сказала, что интеллект в норме, но ребенок как-то сенсорно не воспринимает предметы, всё делает одной рукой, второй не помогает себе, быстро утомляется за счет того, что всё делает "головой", что пока сенсорный этап не пройдет, воспринимая предметы как-то на ощупь, слова к предметам привязывать не начнет. Примерно так я ее поняла. Не захотел трогать мелкие сыпучие субстанции размером с какую-то крупу. Он и от песка летом верещал, ни в коем случае не хотел голыми ногами встать, или сесть, или руками трогать. Написали нам ОНР. Первые 8 занятий будем ходить на групповые занятия с 1-2 другими детьми, чтобы не так утомлялся и привык работать, потом индивидуально. |
|
#8
|
||||||
|
||||||
Здравствуйте!
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
У меня возникает ощущение, что вы не всегда готовы услышать вашего сына. Все очень схематично и поверхностно – по крайней мере, в вашем описании. Он кричит оттого, что «все дети орут», ничего не просит, не нуждается в общении (хотя требует например, какие-либо игры), все «особо без эмоций». Я конечно, утрирую, и намеренно это делаю, чтобы показать ситуацию со стороны. Создается ощущение некого эмоционального разрыва – он сам по себе, вы – сами по себе, вы не понимаете его, а он вас. Для развития речи, прежде всего, нужно эмоциональное включение. То есть, вы чувствуете и понимаете вашего сына на эмоциональном уровне, и реагируете эмоционально. И вот на этом нужно вам сконцентрироваться для начала – то есть, на игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и на «включение», как вашего сына, так и ваше. Цитата:
С уважением, Юлия. |
#9
|
|||||||||
|
|||||||||
Цитата:
Я видела его тревожным однажды, когда пришла подруга с сыном чуть помладше, и тот, естественно, играл всеми нашими игрушками. Лёв переживал, иногда отнимал игрушку, несколько раз прибегал приложиться, нервы успокоить. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Обонятельные? Что-то резкопахнущее нюхать давать? Меня еще смущает, что сын ничего не показывает на себе. Скажем, нос показывает на мне, на папе, на игрушке, у зверей в книжке, но на себе никогда. Хотя регулярно носик-пип ему показываю на нем, и сама, и его пальцем. Ну и аналогично остальные части тела. |
#10
|
||||||||
|
||||||||
Здравствуйте!
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Если просит пить жестом/криком – слушайте, замечайте, общайтесь, проговаривайте словами – «мама, хочу пить», ждите, дайте возможность ему ответить вам. Усложняйте постепенно, делайте вид, что вы не понимаете – «что ты хочешь?» и тп. По сути, это и есть диалог с ребенком, и если вы будете постоянно ему предлагать (пить, есть, играть и прочее) – у него нет стимула для того, чтобы начать просить, ведь все и так будет. Цитата:
В одну и ту же игру можно играть по-разному. Например, можно монотонно собирать башню из кубиков, пирамидку и тп, а можно собирать башню, а потом весело ее разрушать «ба-бам!!!» А еще можно например, препятствовать – едет поезд, а вы создаете ему препятствие, делаете аварию – и смотрите на реакцию сына: он может злиться – озвучиваете «ты разозлился», может искать пути решения – ищете вместе, помогаете, озвучиваете. Озвучивайте действия, движения – стучит по барабану – «бам-бам!», едет с горки – «жжжжух», топает ногами «топ-топ» и прочее. Строите «рожи», гримасничаете, делаете грустное, веселое лицо – пусть повторяет, объясняете, что показали. Рассматриваете книжки – описываете эмоции – то есть, не «покажи кошку, покажи жирафа», а смотри – у кошки болит лапа, ей больно (ой, бооольно), ей грустно/весело? Волк – «страааашный». Можно рвать бумагу на мелкие кусочки и делать из нее снег или салют, можно устраивать подушечные бои, догонялки – все, что вызывает яркие эмоции. Цитата:
Прячетесь в конце игрушечного тоннеля (если есть) – смотрите с другой стороны, зовете – ребенок весело ползет к вам. Играете в мяч – «бросай-лови!». Если ребенку трудно – можно подключить второго взрослого, который будет помогать ему бросать вам. И так далее, подключайте фантазию, варианты можете искать в интернете. Цитата:
Цитата:
С уважением, Юлия |
#11
|
|||
|
|||
У нас маленький прогресс наметился, вчера Лев макал руку в стакан с водой и воодушевленно ее по столу размазывал. Новинка.
И в последние дни стал больше и разнообразнее на своем лопотать. Несколько новых слов в понималке появилось. Стал 12 стаканчиков по порядку друг в друга вкладывать. Любимая игрушка месяцев с 9, освоил. И вот по поводу рож, несколько дней ему в зеркале показывала как губы трубочкой делать и говорить ууууу, звук не издает, но вытягивать губы в трубочку стал, независимо от зеркала, понравилось, видимо. Цитата:
Цитата:
Будем всё пробовать, спасибо Вам. |
#12
|
|||
|
|||
Сегодня были у сурдолога, говорили с врачом и с педагогом, педагог поверила слух - маленькой погремушкой тихонько и незаметно трясла где-то внизу, я не заметила и не услышала, а сын обернулся и на погремушку смотрел. Расспросили меня про сына, сказали, что если нарушения слуха и есть, то небольшие, сказать что слух не нарушен они не могут, поэтому мы можем записаться на проверку слуха во время сна, я записалась на конец марта. Дали рекомендацию ехать в областную детскую психиатрическую больницу, сказали, что есть признаки аутизма.
|
#13
|
|||
|
|||
Мы побывали у психиатра, сказал, что в 2 года основной признак аутизма это отсутствие зрительного и физического контакта с родителями, у нас контакт есть.
Подозвал к себе Льва, дал игрушку, попросил отнести папе, и Лёва потопал, подошел к папе, машинку так и не отдал, жалостливо на нее смотрел и не делал попыток дать, потом психиатр его еще раз позвал, дать другую игрушку, и Лев развернулся и пошел, но папе приспичило у него начать соломку отбирать, т.к. у него машинкой и соломкой были обе руки заняты, Лев соломку отстоял, но к психиатру больше не пошел. Так я увидела, что о том, как мы с мужем называемся, он догадывается ) Психиатр нам поставил зпр, зрр, сказал, что все особенности пока в рамках задержки развития, что причины отставания очевидны - в недоношенности и сопутствующих диагнозах. Там нам сделали ЭЭГ рутинное, опять было чистое. В общем, отправили нас восвояси до 3 лет, дали рекомендацию заниматься с дефектологом, общеразвивающие занятия, лечиться у невролога. У нас какой-то прогресс в понималке наметился, пассивный словарный запас наверно раза в 2 расширился с того момента, как я здесь писала впервые, почти всех животных выучил из наших игрушек (штук 20), фрукты-овощи многие, как-то, мне кажется, больше стал обращенную речь понимать, но это субъективно. С логопедом занимаемся, но получается не очень регулярно, то орви у нас было, то педагог отменяла. Раз в неделю получается в среднем. Но как мне кажется, толчок дает для развития, дома стараюсь с ним заниматься тоже. Планирую купить посуду и фрукты-овощи, скоро набор вставок-насекомых придет, мне кажется, ему больше нравятся фигурки, чем книжки-карточки. Болтать на своем стал гораздо больше и разнообразнее. Но вот со словами глухо пока. Какой должен быть пассивный словарный запас, чтобы ребенок начал что-то пытаться сам сказать? |
#14
|
||||
|
||||
Пассивный слова в этом возрасте 150- 200 слов.
А вы уверены, что ребенок не пытается вам что-то сказать? Вы читали темы по развитию речи: понимание и экспрессивная речь?
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#15
|
|||
|
|||
Спасибо, почитала, примерно так и занимаемся, много предметов уже знает - животные, еда, несколько цветов знает, потихоньку глаголы и прилагательные нарабатываем. Цифры сам выучил, если они вразнаброс - показывает по порядку от 1 до 9, ходим ступеньки считаем, и сын тыкать в цифры любит, так и запомнил.
Появилось два "слова": игрушку гуся зовет "гага", а когда хочет на ручки кричит "аяя"! Стал имитировать поцелуй - "ннннннна". Когда испачкается едой или сопельки - кричит "бааа". Свои лепетные слова за нами повторяет, а вот нормальные слова не умеет пока. Стал больше действий повторять за нами. Появился указательный жест вдаль. До этого только непосредственно в предметы или картинки тыкал. Мы прошли аудиотест со сном, КСВП, вроде, судя по происходящему (прилепили датчики на голову и наушники надели). Патологии слуха не выявили. Еще начали в монтессори-центр ходить на занятия 1 раз в неделю, в дополнение к дефектологу. Нам порекомендовали в сурдоцентре посетить генетика, т.к. всем детям с проблемами речи рекомендуют. На сколько это необходимо? Ребенка миллион врачей видели, если бы были какие-то внешние признаки, многочисленные стигмы, нам бы сказали, наверно? |