#1
|
|||
|
|||
Ребенку почти 3 мес: плохое зрительное и слуховое сосредоточение, плохо держит голову
Здравствуйте, Полина Львовна!
Моя дочь родилась на 38 неделе беременности, протекавшей на фоне ОРВИ 2 эпизода, часто обморочные состояния с потерей сознания, обострения хронического пиелонефрита, кольпита. Роды самопроизвольные. Масса 2813, рост 48 см. Апгар 7-8. Из роддома выписаны с диагнозом: ЗВУР гипотрофический тип 1 ст, церебральная ишемия 1 ст, миатонический синдром. В возрасте 1,5 мес консультирована неврологом с диагнозом: ППП ЦНС, ранний восстановительный период, синдром вегето-висцеральных нарушений, судорожный синдром? Клинические данные при поступлении в стационар в 1,5 мес: Состояние ребенка тяжелое, обусловленное поражением нервной системы, снижением показателей нутритивного статуса. Кожные покровы бледные, синева носогубного треугольника, мраморность, акроцианоз. Крик слабый, постоянный тремор конечностей, подбородка, качательные движения головки, гипотония. Б/р 2х2см, напряжен, пульсирует, ЧМН-ротаторный нистагм, тремор головы, рук рубральный, гипертонус сгибателей конечностей, гиперрефлексия, патологические стопные знаки. Лечение в стационаре: цефотаксим, ацикловир, кортексин, фенобарбитал, актовегин, В1, электрофорез на ШОП со спазмолитиками, элькар, лактобактерин, панкреатин, гудлак. Рекомендовано лечение дома: фенобарбитал, циннаризин, В1, элькар, креон, нормазе, аципол. Консультация окулиста в 1,5 мес: Жалобы на отсутствие фиксации взора. Со слов матери в последнее время начала фиксировать лучше. Отмечаются нистагмоидные движения глазных яблок, непостоянное попеременное отклонение глазных яблок к носу. Движения не ограничены. За светом следит? Глазное дно: ДЗН бледные, с сероватым оттенком. Сосуды сужены. На ДЗН углубление (ямка). Диагноз: частичная атрофия зрительного нерва, врожденный нистагм, непостоянное сходящееся косоглазие. Рекомендации: динамическое наблюдение, лечение невролога. После проведенного лечения дочка стала фиксировать взгляд на моем лице во время кормления (в это время она становится более сосредоточенной), на игрушке не фиксирует, не следит. Когда ношу по квартире, крутит головой, как бы "разглядывает". Слуховое сосредоточение также страдает, от громких звуков вздрагивает, замирает, но голову поворачивает редко (слух проверяли у сурдолога - всё хорошо). У ребенка тремор головы по типу "нет-нет", рук, подбородка. КТ - есть зона пониженной плотности 15х14 мм (зона ишемии?). НСС в 1 мес: Заключение: Незначительное расширение III и IV желудочков, подобопоченных пространств мозга. Уплотнение перивентрикулярных ореолов. П/киста справа. Стриарная васкулопатия. Незначительное повышение тонуса сосудов бассейнов ПМА. Затруднение венозного оттока из полости черепа. НСС в 1,5 мес: Эхопризнаки повышения эхогенности паренхимы головного мозга, выраженное в перивентрикулярных областях. Эхопризнаки небольшого расширения желудочковой системы и наружных ликворных пространств. Стриарная васкулопатия. Допплеропризнаки затруднения венозного оттока, ангиоспазма бассейна ПМА. При выписке: На фоне лечения состояние с улучшением, показатели нутритивного статуса улучшились, среднеразмашистый горизонтальный с элементами ротаторного нистагм, сохраняющийся при взгляде вверх. Головку держит плохо, лежа на животе поднимает на несколько секунд. Самолетиком держит чуть подольше. Вертикально тоже держит плохо. Улыбка есть, гулит. Когда спит, ручки и ножки расслаблены, как тряпочка. Это нормально? Теперь собственно основные вопросы: 1) Как развивать зрительное и слуховое сосредоточение? Гремлю погремушкой, показываю предметы - не реагирует. На голос и лица - лучше. Читала в одной теме про спираль, нарисовала, попробовала - реакции ноль. Есть еще какие-нибудь упражнения? Понятно, что у ребенка проблемы со зрением (нистагм, подозрение на ЧАЗН), но я вижу, что она видит. Сказали, что сильная близорукость ещё. После этого я стала наклоняться во время кормления к ней ближе, фиксация становится четче, она смотрит завороженно, замирает. И даже вроде следить пытается (или я тешу себя иллюзиями). Что посоветуете для развития зрения? 2) Какие упражнения нужны для развития мышц шеи? Сколько раз в день и на сколько выкладывать на живот? Если ребенок нервничает (а это практически всегда на животе), продолжать занятия? Заранее спасибо за ответ! |
#2
|
||||
|
||||
Опишите как вы сделали спираль. Пробовали ли вы варьировать расстояние до глаз.
Попробуйте наклониться над девочкой, она длжна лежать с небольшим наклоном 30-40 градусов. Подождите, пока она сосредоточит взгляд на вашем лице и покачайте медленно головой из стороны в сторону. Следит ли малышка за перемещением вашего лица. Как у вас получается упражнение "самолетик"?
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Полина Львовна! Большое спасибо за ответ! Спираль я сделала так: из альбомного листа вырезала квадрат, на нем черной краской нарисовала спираль, толщина линии где-то 10 мм, насадила на гвоздь. Варьировать расстояние не пробовала. Обязательно попробую.
По Вашему совету сегодня сделала упражнение с лицом, следить вроде пытается, будем заниматься. Потом напишу результаты. Проблема в том, что занятия получаются, когда она в спокойном, расслабленном, сосредоточенном состоянии, такое состояние обычно только во время и после кормления. В остальное время она рассредоточена, глазки бегают, не сосредотачивается, видимо, это у нас неврологическое. Лечимся. Мы делаем упражнение "самолетик взлетает" - она поднимает голову к источнику света (лампе или окну) и удерживает недолго. |
#4
|
||||
|
||||
Добрый вечер. Попробуйте в упражнении "Самолетик" часто менять угол наклона.
Кроме света в качестве зрительного стимула попробуйте контрастное изображение лица. Размер и способ изображения такой же как спираль. В качестве зрительного стимула попробуйте также подобрать предметы флуоресцентной окраски, лучше желтого цвета+ черные полоски. Полоски можно сделать,просто обмотав предмет шнурком.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#5
|
|||
|
|||
Добрый вечер! Спасибо за советы! Предметы флуоресцентной окраски использовать в затемненном помещении или при свете?
|
#6
|
||||
|
||||
При средней степени освещенности. А потом попробуйте снижать освещенность. Найдите оптимальный режим.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#7
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Полина Львовна!
Ваши упражнения мы выполняли, спасибо! Нам уже 5 месяцев. Ребенок начал следить за игрушкой в 4,5 мес. На данном этапе мы держим голову, но мне кажется немного слабовато в вертикальном положении. Дочка переворачивается со спины на живот. Лежа на животе на руки не опирается, они согнуты, как в школе за партой. Ещё у нас кривошея, голова постоянно повернута влево. Скоро ляжем в больницу, там наверно пройдем курс массажа. И вообще ребенок постоянно лежит как-то криво, как не выпрямляй, тонус неравномерный? Особенно верхняя часть туловища как-то скошена. Какие Вы можете посоветовать упражнения, в том числе и на фитболе, чтобы нормализовать тонус, укрепить ручки? Элементы массажа? Можно ли с кривошеей как-то начать самим бороться пока? Невролог сказала, что на массаж и гимнастику мы должны в день тратить 2-3 часа, но ничего не показала, лишь сказала, что массаж делается от периферии к центру, не трогая суставы. Мы делаем обычную гимнастику, разгибаем ручки-ножки, велосипедики там, повороты, на мяче качаемся и пр. Массаж в основном из поглаживаний состоит. На фитболе сейчас пытаемся тоже зарядку делать, как и на ровной поверхности. У нас до сих пор сохраняется тремор головы по типу нет-нет, но уже не сильный. Нистагм тоже уменьшился, но есть. Появилось косоглазие. Это я пишу для полноты картины. И вообще верхняя часть туловища какая-то напряженная, криво лежит дочка. Раньше был тремор ручек, головы, плечики туда-сюда ходили (как при "цыганочке"), сейчас этого практически нет. Буду рада Вашему ответу! |
|
#8
|
||||
|
||||
Добрый вечер.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#9
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Полина Львовна!
Упражнения выполняем, прогресс есть. Ребенку сейчас 7 месяцев, переворачиваемся в обе стороны хорошо, пытаемся ползать, опираемся на вытянутые руки, лежа на животе. Есть такая проблема - плохо держим голову в вертикальном положении, на животе хорошо, а столбиком она у неё либо назад запрокидывается, либо сваливается вперед. Какие можно ещё делать упражнения? Заранее спасибо! |
#10
|
||||
|
||||
Присаживания за руки со спины и самолетик со сменой угла наклона от горизонтального и вертикального. Еще можно добавить маятник. С маленькими детьми его делают на весу, если уже тяжело, то сидя на мяче. Смысл упражнения в наклонах из стороны в сторону: на весу держат под мышками, в позе сидя на мяче или под мышками или в области таза.
Наклоны делают медленно. чтобы ребенок сам привел голову в среднее положение.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#11
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Полина Львовна!
Упражнения мы выполняем, голову держать стала лучше, но всё равно она у неё запрокидывается назад, особенно при приподнимании за руки со спины. Только недавно начала она в этом положении более-менее группироваться. Нам сейчас 10 месяцев и 1 неделя. Диагноз пре и перинатальное поражение головного мозга, врожденный нистагм, атрофия зрительных нервов, нижний смешанный парапарез 1 степени. Что мы умеем - держим голову, переворачиваемся в обе стороны, ползаем по пластунски с 8 месяцев, пытаемся вставать на четвереньки. Сначала ползала подтягиваясь на руках и волоча ноги. Теперь стала сгибать ноги в коленях, но отталкивается исключительно правой ногой, левая просто подтягивается. Хотя обе ноги в других ситуациях одинаково активны. Что это значит? Опора на ножки понемногу появляется, до этого сгибала всё время, сейчас опирается немного, но иногда на носочки. Не сидит, не стоит. Упражнения мы выполняем: - седло - сидит, но не долго, начинает выгибаться, запрокидывать голову назад, смотреть на меня. Сколько можно так сидеть по времени? - тачка - нравится, помогает, начала опираться лучше на ручки. - ставлю на четвереньки на валик, стоит, без валика стоит меньше минуты. - ходим на коленках, на ручках ходить не хочет - на мяче катаемся, ставлю на ножки, стоит немного, но не совсем правильно, правая нога на внешний край стопы. - держу за бедра и придерживаю за живот, поднимает корпус (посоветовал врач ЛФК) - ну и стандартный комплекс со сгибанием-разгибанием ручек и т.д. Какие упражнения еще можно делать? Сколько в день по времени нужно делать упражнения? Врач ЛФК посоветовал профессиональный массаж через каждые 10 дней по 10 сеансов. Нужно ли нам столько массажа? Массаж показан стимулирующий. Сама я тоже делаю массаж, но естественно, как могу, не знаю, насколько он стимулирует. Ребенок видит, следит за игрушками, смотрит только всё время боком. Развитие речи приближено к возрастной норме. Заранее спасибо! |
#12
|
|||
|
|||
Для полноты картины выкладываю опросник:
На спине 1. Поднимает ли ноги, насколько высоко, поднимается ли при этом крестец - да, периодически тянет ноги в рот, крестец поднимается 2. Тянется ли к игрушке, выпрямляет ли при этом руку, может ли водить рукой за игрушкой - тянется, выпрямляет, водит. 3.При присаживании за руки голова опережает корпус, отстает или на одном уровне - голова отстает, только недавно начала группироваться в этом положении 4.Перевороты со спины на живот и обратно - переворачивается очень ловко и активно Поза на животе: 5.Лежит ли на животе с согнутыми локтями. - да 6. Может ли в этой позе взять игрушку, может ли для этого оторвать руку от опоры - да 7.Лежит ли на животе опираясь на ладони рук, выпрямленных в локтях - да, но недолго, чувствуется, что это ей дается тяжело 8.Поджимает ли согнутые ноги под попку - с недавних пор начала поджимать 9 Стоит ли на четвереньках. Качается ли в этой позе - сама не встает, если поставишь, то стоит и раскачивается, но недолго 10 Как перемещается по поверхности (ползает, перекаты, в позе сидя, на четвереньках, по-медвежьи). - ползает на животе по-пластунски, загребая руками и отталкиваясь только правой ногой, левая волочится, либо согнутая, либо выпрямленная; крутится вокруг себя. 11.Какая поддержка ему нужна при сидении - сидит очень неуверенно, только на моих коленях спиной ко мне, держу её подмышками Как сидит в седле. Опирается руками или удерживает равновесие сам - руками не опирается, держит равновесие сама Поза стоя и смена поз 12. Стоит ли с опорой и с какой (у дивана, за руки, поддержка подмышками) - при поддержке подмышками может опереться на ножки, но ненадолго, практически сразу подгибает, опора есть не всегда 13.Умеет ли сесть из позы лежа/на четвереньках - нет 14. Умеет ли встать к опоре - нет 15.Умеет ли стоять и/или ходить у опоры - нет 16. Умеет ли садиться от опоры - нет Игра: 1Может ли взять из ваших рук игрушку - да 2. Удерживает ли ее - да 3. Удержит ли большую игрушку двумя руками - да 4.Что делает, если дать игрушку с деталями (кольцо с ключами) или две игрушки связанные вместе? - трясет, засовывает в рот, перебирает детали Общение и речь 1.Смотрит ли на вас, когда вы с ним разговариваете? - да 2.Какие звуки издает? - баба, папа, буба, бу, ба, ги, гись, а, ма 3.Улыбается вам или игрушке? - да. 4.Как реагирует, когда вы его подкидываете, щекочите, дуете в животик? - хохочет, улыбается, смотрит в глаза. |
#13
|
||||
|
||||
Добрый вечер, Татьяна. На мой взгляд, программа должна быть такой:
1.Стимулирующий комплекс на мяче. В него должны входить опора на ноги и поза сидя. 2.Стимуляция любых передвижений по поверхности. 3. Залезание на возвышение, с активизацией левой ноги: качнуть на правую ногу, левую согнут и поставить на колено на возвышение и качнуть на нее. Правую ногу пусть подтянет сама. 4. Позы: Стоя сидя четвереньки. Находиться в позах можно столько, сколько ребенок удерживается без протеста. После появления поз можно будет обратить внимание на смену поз. Если что-то не найдете по поиску, пишите - я напишу.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#14
|
||||
|
||||
Добрый вечер, Татьяна.
1.Стимулирующий комплекс на мяче. В него должны входить опора на ноги и поза сидя. * Покачивания на мяче: на животе и на спине вперед-назад *На спине и на животе - покачивать из стороны в сторону очень медленно, дожидаясь ответного движения ребенка. Например, вы качнули влево, девочка выведена из положения равновесия и она, пытаясь его восстановить, делает головой и плечевым поясом движение вправо. Тогда и вы качаете вправо. * Прокачивания/ упругие движения вверх-вниз вместе с мячом на спине и на животе. * качаем в позе сидя на мяче. очень медленно из стороны в сторону, дожидаясь реакции мальчика. Ногами держите мяч. ребенок сидит спиной к вам. Держите за таз: четыре пальца каждой руки обхватывают живот, большие пальцы упираются в поясницу. * Ставьте на ноги с мяча Сядьте на стул, мяч поместите перед собой, во время упражнений придерживайте его ногами. Ребенка положите животом на живот. Качаете вперед и назад до опоры на ноги. Можно использовать колючий коврик. Ребенок стоит сколько может, как только подожмет ножки, качаете чуть вперед и опять назад до опоры. Держите ребенка за ноги, чуть ниже паховой складки: четыре пальца каждой руки обхватывают переднюю поверхность ног, большие пальцы упираются в попку, не давая ребенку ее отставлять назад. 2. Залезание на возвышение, например, с активизацией левой ноги: качнуть на правую ногу, левую согнут и поставить на колено на возвышение и качнуть на нее. Правую ногу пусть подтянет сама. Кресло или диван высотой не выше на уровня груди ребенка 3. сидя Этапы развития позы сидя Седло Игры сидя в седле. Садитесь на пол, скрестив ноги по-турецки. Ребенка сажаете в образовавшееся седло спиной к себе, он должен сидеть как на горшке, ноги упираются в пол. Игрушки предлагаете спереди, на высоте груди и на таком расстоянии, чтобы потянувшись за ними, он отклонялась от вас. В "седле", когда ребенок привыкнет, начинаете подпрыгивания вверх вниз.Когда это будет хорошо получаться - начнете медленные покачивания со стороны в сторону. Другие варианты позы сидя: С опорой на ваши ноги на полу: садитесь на пол, ноги разводите, ребенка сажаете спиной к себе, игрушки предлагаете на уровне груди, т.е ставите перед ним либо высокую игрушку, либо коробку и игрушки уже на нее. Ребенок не должен опираться о вас, но может опираться руками о ваши ноги. 4. четвереньки. Привыкание к позе: Взрослый на полу или на диване - ребенок стоит на коленках рядом, его корпус и руки лежат на взрослом, который обнимает его за попку и не дает "расползтись" ногам. Взрослый покачивается из стороны в сторону, а ребенок, соответственно, вперед-назад. Если это будет получаться легко то "облегченные четвереньки Поза на облегченных четвереньках. Садитесь на пол, ребенка ставите на коленки так, чтобы руками он опирался о ваши ноги. Четвереньки через валик
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#15
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Полина Львовна!
Спасибо Вам за советы. Возникли вопросы. Стимулирующий комплекс на мяче - это качание с постановкой на ножки? С живота и со спины, я так понимаю. А ножки надо придерживать и ставить правильно, либо пусть сама ставит? Просто она левую ногу ставит, а правую задирает на мяч, как лягушонок. А позу сидя я не нашла через поиск. Это просто положить на мяч и сажать за ручки, также как и на ровной поверхности? Залезание на возвышение, какой высоты должно быть? На чем лучше? Извините, если задаю глупые вопросы. Позы стоя, сидя, четвереньки. Сидя - это седло, да? Четвереньки - можно валик или сама. А стоя? Это с мяча, или надо просто ставить и держать? Ещё нам сейчас делают по вечерам массаж + гимнастику по 1,5 часа, но сказали ребенка не жалеть и заниматься еще и утром. Всего 2-3 часа в день. Не будет ли перегруз? Заранее спасибо! |