#1
|
|||
|
|||
Ребенку 4 месяца. Задержка развития?
Здравствуйте, уважаемая Полина Львовна. Прежде всего хочу Вам выразить огромную благодарность за Ваше внимание и помощь, которые Вы оказываете нашим деткам. Спасибо Вам большое!
Проблемы у дочки. Девочка, 4 месяца, родилась 9-9 по шкале Апгар, срок 39 недель, рост 50, вес 3060. В первые сутки после рождения был обнаружен врожденный порок развития - кишечная непроходимость, в связи с чем на вторые сутки ребенок был впервые прооперирован. Далее, в течении 2 месяцев ребенок был прооперирован еще дважды, итого - 4 наркоза. В больнице мы находились 2.5 месяца, чаще всего ребенка туго пеленали, при этом оставляя наружу какую-нибудь конечность, в которую был вставлен катетер для поступления парентерального питания. Конечность нужно было охранять, шевелить ею ребенку не дозволялось, поскольку вены у ребенка были плохие, перекалывать уже никто не брался. Лишь в конце нам сделали "подключичку", но и она свободно двигаться не давала, ребенку пеленали руки, чтобы она ее не вырвала. На руки дочку брала достаточно редко, по вышеуказанным причинам. На живот начали выкладывать месяц назад, сначала не позволяла кишечная стома и катетер, затем швы. По неврологии у нас: парез отводящей мышцы зрительного нерва с легкими двигательными нарушениями, ПП ЦНС гипоксически-ишемического генеза, синдром двигательных нарушений. По поводу глаза делали КТ: небольшая наружняя гидроцефалия, НСГ - норма. Итак, сейчас нам 4 месяца. В вертикальном положении голову держит не совсем уверенно, однако ни на какую сторону не запрокидывает, наблюдается легкое"болтание", вертит в обе стороны.Лежа на животе голову держит по увереннее, однако держится на несильно зажатых кулачках, которые раскрывает при захвате игрушки в этой позе. В других позах кулачков нет. Переворачиваться на живот начала через левый бок в возрасте 3,5 мес, и две недели только через него и переворачивалась (врач говорит, что скорее всего это из-за асимметрии тонуса. Действительно, левой ножкой, иногда, девочка работает чуть менее активно, чем правой, редко, но может завалиться на левый бок, при этом стараясь вернуться в "правильное" положение. Спать любит на левом боку, стремится на него, но и на правом может поспать. При этом, левой рукой работает очень хорошо, порою лучше правой). В возрасте 3 мес.3 нед. начала активно переворачиваться и через правый бок,при этом делая шикарнейшие махи "проблемной" ногой. Про левый бок на неделю забыла. Однако, пару дней назад снова начала переворачиваться исключительно через левый бок. Также начала хватать руками пальцы ног, "проблемная" сторона проделывает это гораздо ловчее! Лежа на животе пытается встать на четвереньки, одинаково используя обе ножки (рефлектоное ползание угасло). За игрушками тянется, руки выпрямляет, водит ими в направлении за игрушкой, увожу слишком высоко-злится, в обе руки берет, в основном не манипулирует, посмотрит и сразу в рот. При подъеме за ручки - голова на уровне корпуса, иногда опережает. Опора на ножки есть. Девочка гулит, с согласными, бывают дни что певуче, бывает "скромнее". Много улыбается, бывает визжит, смеется нечасто, активно демонстрирует "комплекс оживления". Вроде бы подробно описала по развитию. Вопросы: 1) Может ли ребенок вдруг резко разучиться переворачиваться через правый бок? Требует ли данная ситуация специальных упражнений?2) Может ли быть парез только одной,левой ножки? (при этом она ее высоко задирает, пытается с помощью нее встать на четвереньки, делает велосипед, рефлексы дает такие же, как и правая ножка.. Сомнения из-за того, что переворачиваться перестала и иногда машет ей не так активно, как правой. 3)Требует ли следующая ситуация коррекции и если да, то какой: лежа на животе ребенок держится на симметрично расположенных локотках в течении нескольких минут, вертит головой в разные стороны, затем может увести какую-нибудь руку в сторону, или вперед,может начать"грести" может одной рукой лежать на локте, другой на запястье, вобщем никакой симметрии, при этом за игрушкой тянется. Не говорит ли данная ситуация о слабом плечевом поясе? Чаще все же левая рука "барахлит", однако лежа на животе тянется и берет игрушку лучше, чем правой.4) считается ли патологичной поза: лежа на спине, обе ноги задраны высоко, левой рукой держится за пальцы ног, правая во рту, сосет пальцы, ну очень любит так лежать!5) может ли ребенок, учитывая наше богатое "больничное" прошлое (кроме реанимационных дней я чаще всего была рядом с ребенком) пока не выделять меня среди остальных. Она улыбается всем подряд и комплекс оживления может чужому показать... Вот и все. Спасибо Вам большое, извините, пожалуйста, за несхематично построенное сообщение... |
#2
|
||||
|
||||
Добрый день. Несколько раз перечитала ваше сообщение. Ничего тревожного не вижу. Такая асимметрия - вариант нормы для этого возраста. Обычно появление ползания, особенно на четвереньках, полностью синхронизирует движение конечностей.
А пока старайтесь давать игрушку с менее активной стороны, да и то, не всегда, чтобы не переучивать ребенка, если уже наметилась ведущая рука.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
|||
|
|||
Здравствуйте, уважаемая Полина Львовна! Прежде всего хотелось бы Вас поблагодарить за ответ на мое сообщение. Спасибо большое! Извините, пожалуйста, за беспокойство, но Проблема в развитии дочери, кажется все-таки наметилась. Девочка перестала переворачиваться, максимум на бока, может перекинуть ногу, но доделывать переворот до конца намерения не имеет. Напомню,сейчас нам 4 мес 1 нед и еще пару недель назад мы крутились так, что я ее не могла поймать. Тогда же мы лежали в дневном стационаре, нам кололи церетон, делали физио и массаж. На Ваш взгляд, может ли повышаться активность девочки из-за уколов, физио и массажа? Потому что переворачиваться мы расхотели почти сразу после выписки. Теперь у девочки другое занятие. Она высоко поднимает ноги, ловит ступни руками и может вот так подолгу лежать, тянуть их в рот. Теряет и снова находит. Когда начинаю привлекать игрушкой - может опустить ноги и заняться игрушкой. Но как только ей надоедает, снова ноги в руки, ноги в рот. НО! Бывает и такое, что занимается игрушкой с высоко поднятыми головами. Сегодня попыталась обучить ее переворотам по предложенной Вами схеме, пару раз получилось, однако на третий раз она снова начала задирать ноги наверх, я их опускаю вниз - она наверх! Полина Львовна, как привить девочке интерес к переворотам? Как обучать ее переворачиваться если она все время пытается задрать их наверх?Насильно опускать ноги? У нас есть гипертонус. Пассивный велосипед она делает уже без сопротивления, однако при разведении бедер еще оказывает сопротивление. Есть еще вопрос по рукам. Если повернуть девочку в горизонтальное положение, лицом вниз, при приближении к поверхности не всегда опускает ручки вниз, может держать их в стороны. То есть, насколько я понимаю у девочки нет стабильной опоры на ручки. Если положу на поверхность игрушку или шуршащий пакет она потянет ручками вниз, а без привлечения может оставить руки по сторонам, при этом они напряжены. То же самое и в вертикальном положении. Если не привлекать внимание игрушкой или моей рукой то она держит руки чуть отведенными от тела в стороны. Если присаживаю ее (прислоняю ее спину к своем животу, ее спинка под наклонным углом) девочка тянется головой вперед, при этом плечи и руки отстают. А если впереди ее ждет шуршащий пакет тянется всем корпусом. Вообщем я ее все время привлекаю чем-нибудь впереди, чтобы руки у нее всегда впереди были. Плюс делаю упражнения на мяче: вперед-назад. Впереди, внизу ее всегда ждет игрушка или пакет - тогда она дотягивается до опоры. вообщем руки у нее всегда впереди,если впереди что-то интересное, либо во рту. Правильно ли я все делаю? Нужно ли все это вообще делать? И если да, то что можно добавить? И последний вопрос. Я наверное, неверно поступаю, что стимулирую у нее ходьбу. А она очень любит это дело, может бежать и смеяться. Когда был сильный гипертонус она поджимала пальцы и скрещивала ножки. Я долго пыталась сформировать у нее правильную опору на ножки. В итоге она встает на полную стопу и ровно, но может "пойти", а может просто опираться на них. Я так понимаю ребенок может не заползать при такой ходьбе? Как отучить ее ходить? На четвереньки она пытается встать- на 2 сек, ползти у нее не получается. Полина Львовна, еще раз спасибо Вам большое! Очень надеюсь на Ваш ответ!
|
#4
|
||||||||
|
||||||||
Вы, как я понимаю, ждет проблем и все-таки находите их.
1. Цитата:
Цитата:
Высоко поднятые головы - впечатлили. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Помимо рекомендованной книги зайдите в тему "Дневник развития 0-3" и посмотрите возрастные нормы формирования навыков.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#5
|
|||
|
|||
Полина Львовна, здравствуйте! Спасибо Вам большое за ответ и извините, пожалуйста, за беспокойство! В сообщении имелось ввиду то, что сложно стимулировать перевороты у ребенка,который все время занят высоко поднятыми ногами. Но сегодня, благодаря Вашей схеме, мне это удалось - несколько раз девочка перевернулась. Беспокоит другое. Девочка во время еды или когда устала часто трет глаза кулачками. Я не придавала этому большого значения, но старалась ее отвлечь. Но сегодня девочка начала вот таким вот выкручивающимся кулачком тянуться до игрушки! Раньше у нас такого не было, она всегда относительно целенаправленно тянулась этой ручкой за игрушкой. Еще эта ручка теперь довольно часто в кулачке! У нас кулачков уже давно не было! Полина Львовна, исходя из Вашей практики что это может быть и как с этим бороться? Постоянно отвлекать ее? И не симптомы ли это дцп? Очень Вас прошу простить меня за мнительность и панику. Спасибо Вам большое! Могла ли я вызвать это движение своими бесконечными занятиями ребенком (как пассивными так и активными)? Еще нам всегда ставили синдром гипервозбудимости...
|
#6
|
|||
|
|||
Неужели эти синкинезии могут возникнуть вот так неожиданно, за один день?
|
#7
|
||||
|
||||
Извините, но я вашу тревожность поощрять не буду.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#8
|
|||
|
|||
Здравствуйте, уважаемая Полина Львовна! Сразу хочется поблагодарить Вас за предыдущие ответы, спасибо Вам большое за Ваше внимание, терпение и огромное количество полезной информации, которая нам, родителям, очень и очень помогает.
Прошел ровно месяц с того момента, когда я написала последнее сообщение. За этот месяц моя дочка была вновь экстренно прооперирована по поводу спаечной болезни брюшины (в общей сложности ребенку было сделано 4 операции). Как следствие, оперативное вмешательство не прошло бесследно для психического и физического здоровья ребенка. Уровень гемоглобина на данный момент 92, начать его корректировать, по мнению нашего врача, на данный момент не представляется возможным из-за достаточно тяжелого нарушения работы кишечника. Несколько дней после операции ребенок практически не мог удерживать голову, не улыбался, не гулил, общий эмоциональный фон - негативный, девочка практически постоянно плакала. С момента операции прошло две с половиной недели. На данный момент дочке 5 месяцев. Помимо восстановления ее общего здоровья стараюсь заниматься и ее развитием. Что мы умеем: на животе: опираемся на локотки, кисти, как правило раскрыты. Иногда может опираться только на кисти, максимум минуту. За игрушками тянется, достает, отрывает руки от поверхности достаточно высоко - обеими руками в равной степени. В целом на животе лежать любит, лежит подолгу. Редко можетподтянуть колени под попу, лицом зарывается в поверхность на которой лежит, руками при этом не работает-ползания нет. На спине: за игрушками тянятся, может достать практически отовсюду, руки выпрямляет, перекладывает из одной руки в другую, сложносоставные игрушки перебирает пальчиками. Постоянно поднимает обе ноги вверх, хватает ступни руками и норовит отправить их в рот. Если положить ее на наклонную поверхность ( мне на колени) присаживается, но сама не сидит. Спустя некоторое время после операции начала обучать ее переворотам с помощью привлечения игрушкой. Через левую сторону освоили очень быстро, руку выправляет сразу. А теперь о том, что очень и очень беспокоит - левая сторона тела девочки, левая нога в частности. Выполняя переворот через правую сторону дочка может повернуться на правый бок с высоко задранными ногами, то есть ее тело на боку напоминает букву "Г", затем резко опустить правую ногу и перевалиться на живот. Может перевернуться и классическим способом, но руки как-то всегда раньше включаются в переворот, ножку в колене она сгибает позже и непонятно, произвольно ли она ее согнула или ее за собой потянули руки и таз. Еще беспокоит, что перевернувшись, она может так и не выпрямить эту ножку, то есть она может так и лежать согнутой. Сведения о мышечном тонусе: как только начинаешь трогать ее ноги, она их резко выпрямляет и абсолютно ничего не дает с ними сделать, ни согнуть ни разогнуть. Если ее развлекать игрушкой или книжкой, сгибает и разгибает ножки без всякого сопротивления, практически свободно,но о левой "вспоминает" чаще. То есть она их напрягает их исключительно в тех случает когда их насильно гнут, причем настолько, что согнуть и разогнуть их вообще невозможно, при этом она начинает сильно плакать. Как только ее оставляешь в покое, никакого напряжения в ногах, как правило, нет. Если ее никто не трогает она чаще всего задирает ноги вверх и сует их в рот. Попеременные движения ножками, свойственные детям этого возраста выполняет не часто, в основном сгибает ножки в коленях и разгибает их не паралелльно поверхности, а вверх. Любит перекатываться с пальцами ног во рту с боку на бок. То есть, когда ей надо, она их сгибает и разгибает, а когда мне - нет. Часть врачей называет это гипертонусом, а часть гипервозбудимостью. Я связываю это с последствиями занятий кондуктивной педагогикой, там насильно детям сгибают и разгибают руки-ноги, именно после нескольких таких занятий ситуация с ногами резко обострилась. А как считаете Вы, Полина Львовна? Есть ли в моем рассказе что-то тревожное? Как можно простимулировать работу ножек кроме переворотов с привлечением игрушки? Опора на ножки, как говорит доктор, у нее хорошая, она лишь слегка поджимает пальчики. Невролог попробовала ее поводить (знаю, что в этом нет ничего хорошего.. но в кабинете возражать не стала), автоматическая ходьба у нас угасла давно, но дочка делала приставные шажочки и смеялась. В эмоциональном плане: смеемся, гулим, пару раз полепетали, играем в ку-ку, взгляд осмысленный и хитрый. Полина Львовна, ответьте пожалуйста, 1) Если я начну обучать ее ползать на четвереньках ориентируясь на похожие темы- это будет правильно? 2)Нормально ли то, что она совершает попеременные движения ножками вверх, а не параллельно поверхности? то что она часто лежит, задрав ноги вверх (может и согнуть в коленях и развести в стороны, на полу ножки тоже лежат, но не часто)? 3) Как можно стимулировать работу ножек? С ручками все более ли менее понятно, а вот с ножками... 4) Не похожа ли наша ситуация с ножками на спастическую параплегию? Еще раз спасибо Вам большое, Полина Львовна, за Ваши советы, внимание и терпение! |
#9
|
||||
|
||||
Зачем вы занимались кондуктивной педагогикой? Мы с вами уже говорили о вашей тревожности и к чему она может привести.
На мой взгляд, повышение тонус носит эмоциональный характер. И нужно оставить ребенка в покое. то есть прекратить все эти насильственные упражнения. Срочно зайдите в тему "внимание, хорошая книга, скачайте вариант с фотографиями или купите и начинайте играть.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#10
|
|||
|
|||
Здравствуйте, уважаемая Полина Львовна! Спасибо Вам большое за предыдущий ответ! Следуя Вашему совету очень старалась быть в меру тревожной мамой, но некоторая особенность в развитии дочки заставила обратить на себя внимание. На данный момент Камилле почти 6,5 месяцев. Что умеем: на спине: ноги поднимает высоко, крестец отрывается от поверхности, играет с ножками, засовывает ступни в рот. Приподнимает голову и плечи от поверхности, и, опираясь сначала на локоток, а за затем на кисть, пытается сесть. Как правило, безуспешно- либо получается переворот, либо возвращается на исходную. Переворачивается легко в обе стороны. На животе: практически все основное время бодрствования проводит на животе, может стоять на вытянутых руках, может на чуть согнутых локтях, чаще второе. Активно и довольно быстро передвигаться вокруг своей оси в обе стороны, ползает по пластунски, встает на четвереньки раскачивается на них; вперед-назад, иногда пытается отталкиваться ногами и ползти- не успевают руки. Хотя упражнение "тачка" (держу ее за таз, дочка переставляет прямые руки по направлению к игрушке). Лежа на животе активно играет с игрушками, руки от пола отрывает легко, может очень высоко их поднять. Сидит пока плохо, может около минуты без поддержки, неустойчиво. Игрушку из рук в руки перекладывает, трясет ее, бьет о поверхность. Начала лепетать, смеется, своих узнает, увидев меня быстро приползает. Что волнует: ползая по-пластунски может волочить левую ногу, как раненый боец, отталкивается правой ногой, НО, если торопится использует и левую ногу, да и вообще бывают дни, когда она перекрестно отталкивается то правой, то левой ножкой, то есть это волочение носит непостоянный характер. На четвереньках под попу подгребает обе ножки и ползти пытается на обеих коленях. Руку Камилла тоже больше правую предпочитает, но может качественно исполнить и левой. Кулачков не бывает, врач и массажист не отмечает разницы в тонусе. Полина Львовна, следует ли беспокоиться о том, что дочь по умолчанию использует правые руку и ногу? И еще один вопрос. Должна ли быть в этом возрасте твердой опора на ножки? Дочь слегка сгибает ножки в коленях и стоит на ногах не твердо, повиливает. Стоит ли на Ваш взгляд с этим работать? Спасибо Вам большое за внимание!
|
#11
|
|||
|
|||
Упражнение "тачка" делает хорошо, но без удовольствия.
|