Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера

Вернуться   Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера > Форумы врачебных консультаций > Педиатрия > Психомоторное и речевое развитие детей

Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры - их можно обсудить здесь.

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
  #1  
Старый 11.12.2011, 18:46
Dyadya Dyadya вне форума Пол мужской
Начинающий участник
 
Регистрация: 26.07.2009
Город: Новосибирск
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 39
Dyadya *
Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Наталья, Евгений, я посмотрела ваше видео, но прежде чем отвечать на вопросы у меня к вам просьба: посмотрите, пожалуйста, и вы тоже все видео и напишите мне что конкретно происходит на каждом из них (что делаете вы, что делает Саша, почему/зачем/для чего именно так или именно это? включены ли в процесс вы и Саша? в какие моменты допущены ошибки и какие, как было бы правильнее? как можно эти ошибки исправить? в какие моменты наоборот все правильно? и т.д.)
Здравствуйте, Екатерина! Спасибо большое Вам за ответы.

Видео, которые выше описывала Наташа, это MVI_4764, MVI_4765 и MVI_4766. Про видео со мной пишу ниже.

MVI_4755 – Саша и папа рисуют
Папа пытается подключиться к рисованию сына. Папа недостаточно активен и эмоционален. Речь должна быть четче, понятнее, эмоциональнее. Ничего нового так и не было отцом предложено, отработали старый навык закрашивания. Это все и надо исправлять, соответственно.

MVI_4759 – Саша и папа лепят
В принципе, то же что и с рисованием, с той разницей, что ничего толком не получилось. Все суетливо, хаотично, ни на какой активности не удалось сосредоточиться. Удачен только момент со скручиванием колбаски в кольцо, вроде бы хорошо оба включены (Саша в последующих играх самостоятельно старался повторить этот элемент). Но у папы тут не получилось развить этот момент и превратить в совместную игру.

MVI_4763 – Саша и папа странными вещами занимаются с конструктором
Здесь требуется пояснение. Ребенок в данный момент играл только с простейшими двойными элементами конструктора, составляя их в ряд и разрушая потом конструкцию, при этом игнорируя более сложные элементы, четверные и т. п. Я спрятал бОльшую часть двойных элементов, чтобы вынудить его использовать более сложные. Данная “игра” возникла спонтанно. У ребенка есть парочка двойных элементов, третий я ему предлагаю издалека, он отзывается, подходит и берет. Плюс здесь в том, что это деятельность со взаимодействием. Основная ошибка, я думаю, в том, что нет совместной игры, ребенка скорее раздражают мои действия. К тому же не надо было у него воровать элементы конструктора. А вот предложение интересующего элемента с откликом на имя (и желательно глазным контактом) - хороший элемент игры, надо его дальше использовать и развивать.

MVI_4767 – папа и Саша играют с прищепками
Папа опять суетится, то одно предложит, то другое, до конца не доводит. Хотя игру с прищепками в итоге нормально начали. Смысла в игре не так уж и много, кроме развития мелкой моторики, что в данном случае не является приоритетом. Плюс в том, что игра совместная. Игра слишком быстро закончилась, ребенок потерял интерес к ней, а отец как-то странно и поздно среагировал, упустил возможность захватить внимание ребенка снова.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 12.12.2011, 23:41
kkar kkar вне форума
Психолог
 
Регистрация: 08.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Сообщений: 339
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 114 раз(а) за 91 сообщений
kkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Вот Саша любит рисовать, поэтому почти всегда, если посреди любого занятия сказать "Будем рисовать!" он радостно вскочет и будет тянуть ручонки в ожидании фломастеров. Или вот любит, когда ему читают (правда в последние пару месяцев заметно меньше), так тоже, если взять книжку в руки, это может отвлечь его от любых замыков. У нас есть активные совместные игры, из последнего -- посоветованный Вами в какой-то теме, воздушный шарик. Но периоды замкнутого хаотичного действия все равно есть, а я пока не умею его оттуда выводить, а скорее просто пережидаю, когда он сам маленько "вынырнет". А как делать правильно?
Если под любовью к рисованию вы имеете ввиду то, что было на видео, то там довольно-таки стереотипное времяпрепровождение никакого отношения к любви рисовать не имеющее. На видео рисование носит в большей степени характер стимуляции.
Цитата:
Сообщение от Natashik78 Посмотреть сообщение
Все так плохо, да?
Какой ответ вы хотите получить?

Цитата:
Саша и мама рисуют на полу на большом листе
Способы самостоятельного рисования у Саши периодически меняются. На данный момент это разноцветные размашистые чиркания, простые или кругоподобные. Потом он начинает складывает фломастеры вместе и катает их рукой, и это уже стереотип. Поэтому мне хотелось как-то обратить его внимание, заинтересовать, увлечь тем, что рисую для него я. Показать его руками, что можно рисовать лучики или дорогу для машины… Не могу сказать, что особо получается, все взаимодействие сходится к тому, что Саша зачиркивает рисунок нарисованный мной, но делает это как-то отрешенно, вернее сосредоточенно внутренне. Это похоже тоже уже стереотип, который я не могу придумать, как модифицировать. Сегодня появилась идея прорисовать какой-то стишок, например маленького комарика с фонариком . Может получится.
Ваша задача в процессе рисования рисовать не "правильно", а быть включенными в это процесс, рисовать включенно. На видео вы вместе занимаетесь рисование, но у каждого своя программа. В процессе рисования Саша включился два раза...в какие моменты? Как вы отреагировали на это? Какие выводы на будущее можно сделать из этого?
Цитата:
Саша и карточки
Карточки – один из способов Сашиной аутостимуляции. Он берет их по одной, подносит к лицу, смотрит, говорит «кууу», складывает в стопочку, и снова берет и т.д. Никому нельзя вмешиваться. А я хочу вмешаться, не дать ему погрузится в «созерцательность». Да, способ не верный, понимаю, что цвета, звуки животных здесь совсем ни при чем, но до сих пор не могу придумать, что же можно сделать с ними продуктивного, как сгладить это Сашино сопротивление. Пока мы их просто спрятали…
Аутостимуляция в чистом виде, совершенно верно.

В первую очередь ваш способ не не верный, а бесполезный именно в данном контексте. Какой смысл говорить, если Саша вас не слушает? Можно называть цвета, можно называть животных и т.д., но сначала надо "включить" Сашу, чтобы он на вас и ваши действия хотя бы смотрел.
Далее комментарии - они очень сложные и хаотичные. Как Саша хаотично хватает все карточки так и вы подключаетесь к его хаосу. Но в идеале не он должен тянуть вас за собой в хаос, а вы - в структуру. Упрощайте, структурируйте. Не надо никаких восклицаний типа "вооот она!", комментариев "уточка на синем", "где поросенок", "поросёнок спрятался в самый низ, прячь поросёнка" и пр. - это сложно, длинно и самое главное Саша вас не слышит, он целиком и полностью в своей стимуляции...таким образом ценность речи как таковой для Саши постепенно снижается.
В данном случае логичнее было бы убрать все карточки кроме одной, например, и сосредоточиться на ней. Потом ее убрать и достать другую и т.д. Также можно иметь фигурки аналогичных животных и совмещать их с карточкой. Максимально упростить комментарии ("Гусь!", "Га-Га-Га!", "Ой!" - в момент когда спрятали, и пр.), сделать их ярче, громче, звучнее, интереснее, эмоциональнее - для начала ему должно быть интересно вас слушать. Все это перемежая с тактильными ощущениями - забираете карточку и параллельно, пробегаетесь пальчиками по Саше (лицо, грудь, ноги, спина, руки - что захотите). Это если уж хочется играть с карточками. И это должно быть именно игрой, а не занятием. Но в целом, если Сашина цель стимуляция, то и надо подумать как ему помочь.

Что такое аутостимулиция? Зачем она ребенку? Почему появляется? Что можно с ней делать?
Цитата:
Мама барабанит Саше по груди
Саше нравится стишок, ритм, тактильные ощущения, он улыбается, а значит, включен в происходящее, прислушивается к своим ощущениям, понимая, что эти ощущения даю ему я. То есть это действие двоих, что мне кажется плюсом. Когда стишок кончается, Саша просит повторить: берет мои руки и прикладывает их к себе, тоже вроде как проявление активной позиции. Возможно, с помощью этой игры можно выйти на просьбу «ещё», но пока не получается.
Отличное видео!
Вот таких моментов в вашей с Сашей жизни должно быть как можно больше. Можно с комментариями, можно нет; можно со сложными комментариями (стишок), можно с простыми (бам-бам-бам в ритм к стуку. ты-ды-ды-ды-ды и прочие междометия). Делать подобные вещи со всеми частями тела (не обязательно барабанить, но давать яркие, ритмичные ощущения).
Саша достаточно включен, но не в полной мере...старайтесь заканчивать на лице, область глаз - закончили барабанить и пробежались пальчиками по груди на лицо и к глазкам, или по груди. по ручкам, по ножкам и к глазам. Старайтесь чтобы он смотрел на вас, выражал просьбу не руками, а глазами.
По поводу "еще" - немного затянули. Саша успел устать и перестал вас слышать...пару раз говорите "Еще! ЕЩЁ!" и снова барабаните или делаете что-то подобное на сенсорные ощущения, ДО того как Саша отвлекся...иначе все предыдущие действия вылетают в трубу...запоминается в первую очередь то, на чем вы закончили.
Цитата:
Сообщение от Dyadya Посмотреть сообщение
Здравствуйте, Екатерина! Спасибо большое Вам за ответы.

Видео, которые выше описывала Наташа, это MVI_4764, MVI_4765 и MVI_4766. Про видео со мной пишу ниже.
Евгений, первый вопрос по вашим ответам: Почему вы о себе в третьем лице говорите?
Цитата:
MVI_4755 – Саша и папа рисуют
Папа пытается подключиться к рисованию сына. Папа недостаточно активен и эмоционален. Речь должна быть четче, понятнее, эмоциональнее. Ничего нового так и не было отцом предложено, отработали старый навык закрашивания. Это все и надо исправлять, соответственно.
К сыну вы подключились в итоге или нет? Каким образом вы это можете понять?
Цитата:
MVI_4767 – папа и Саша играют с прищепками
Папа опять суетится, то одно предложит, то другое, до конца не доводит. Хотя игру с прищепками в итоге нормально начали. Смысла в игре не так уж и много, кроме развития мелкой моторики, что в данном случае не является приоритетом. Плюс в том, что игра совместная. Игра слишком быстро закончилась, ребенок потерял интерес к ней, а отец как-то странно и поздно среагировал, упустил возможность захватить внимание ребенка снова.
первое что бросается в глаза - ощущение что вы взаимодействуете не с Сашей, а с прищепками...
Отсюда вывод: не надо воспринимать буквально все мои рекомендации данные в других темах. В первую очередь это касается того как вы сидите. В вашем варианте положение "сидеть за ребенком" в большинстве случаев не подходит. Сидя за Сашей вы в результате упускаете его реакцию, вы его не видите, максимум - вы видите его действия руками. Тут есть несколько решений: заниматься перед зеркалом, через него вы будете отслеживать Сашины реакции и корректировать свои действия; играть втроем, и тогда один взрослый сидит с Сашей и помогает ему ориентироваться на действия второго взрослого, который отслеживает Сашины реакции; развернуться к Саше лицом.
второе - занимаясь одними и теми же прищепками вы с Сашей "играете" каждый в свою игру, вы не вместе...Саша отдельно, вы отдельно.
третье - как вы привлекаете Сашино внимание?...в данном случае никак...очень пугливо и осторожно сначала, а потом просто стали "делать Сашей" что-то придуманное вами....не бойтесь быть ярким и заметным для Саши (наиболее показательные в этом отношении сюжеты "Саша и папа странными вещами занимаются с конструктором" и "Мама барабанит Саше по груди").
четвертое - "ребенок потерял интерес к ней, а отец как-то странно и поздно среагировал, упустил возможность захватить внимание ребенка снова" - захватить внимание ребенка никогда не поздно. Хотя в данном случае вы именно зависли - развивайте фантазию. скорость реакции, гибкость. Любые паузы всегда можно заполнять тактильными играми ("Мама барабанит Саше по груди"), массажами, щекотками, мять-жать, играми с голосом и интонацией, игры с ритмом, звуком, стуком - ваша основная задача на здесь и сейчас быть заметным Саше, а не играть в "правильные" игры и заниматься "правильными" занятиями.

Видео 4770 - Каким образом и в какие моменты можно было включиться/подключиться к Саше и что-то извлечь? Как много времени он проводит таким образом? К чему приводит такое времяпрепровождение?

Остальное следующим сообщением.
__________________
Возможности заочной консультации всегда значительно уже очной.
С Уважением, Екатерина.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 13.12.2011, 01:03
kkar kkar вне форума
Психолог
 
Регистрация: 08.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Сообщений: 339
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 114 раз(а) за 91 сообщений
kkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Я как раз и стараюсь подлезть к нему, зацепиться за эти мимолетные интересы, прокомментировать кубик, покатать машинку, которую он взял, но т.к. Саша в такие моменты совершенно не вовлекается, то минут через 5 подобных судорожных попыток отстаю, ухожу на кухню. Прихожу к нему еще минут через 5-10, и вновь пытаюсь, и в зависимости от того, чем он занят в этот момент, может получится, а может и нет.
Получать должно не в зависимости от того чем он занят в эти моменты, а в зависимости от того каким образом вы вмешиваетесь.
Получается, что в вашем взаимодействии вы ведетесь, а Саша ведет....только вот вы еще раз посмотрите куда он вас ведет и куда вы ведетесь вслед за ним и подумайте хорошенько стоит ли оно того?
Цитата:
Вот, когда с воздушным шариком играли с живыми улыбками и явным удовольствием -- вот это я понимаю "повели за собой", а здесь как-то..... Но "шарики" же редко получаются.
Что вам мешает превращать в "шарик" остальное взаимодействие с Сашей? Вы пробовали это делать? Каким образом можно превратить в "шарик" кубики, машинку, карточки, рисование?
Цитата:
MVI_4759 – Саша и папа лепят
В принципе, то же что и с рисованием, с той разницей, что ничего толком не получилось. Все суетливо, хаотично, ни на какой активности не удалось сосредоточиться. Удачен только момент со скручиванием колбаски в кольцо, вроде бы хорошо оба включены (Саша в последующих играх самостоятельно старался повторить этот элемент). Но у папы тут не получилось развить этот момент и превратить в совместную игру.
Чтобы все получалось необходимо удерживать Сашино внимание с самого начала взаимодействия, а не выдергивать его время от времени в те моменты когда в соответствии с вашим внутренним, неизвестным Саше планом, все готово к взаимодействию, опять же придуманному вами.
Первый момент, вы удерживаете Сашу, в это время достаете что-то из коробки, что-то нужное вам...Саша в это время вам не столь интересен...Или подготавливайте все без него или задействовывайте его тоже + постоянно давайте сенсорную поддержку, она сейчас значительно важнее, чем вербальная, которую вы, как правило, используете.
Второе - как и в игре с прищепками - садитесь так чтобы Саша видел вас, а не ваши руки. а вы видели Сашу и его реакции...или садитесь перед зеркалом.
Третье - делайте из пластилина "шарик", чем более монотонная игра и ее подача, тем сложнее Саше быть включенным в нее на первых этапах.
В этом видео также было несколько моментов когда Саша включился, но так как вы этого не могли видеть не видя его лица, то никаким образом не смогли отреагировать, развить, закрепить.
Цитата:
MVI_4763 – Саша и папа странными вещами занимаются с конструктором
Здесь требуется пояснение. Ребенок в данный момент играл только с простейшими двойными элементами конструктора, составляя их в ряд и разрушая потом конструкцию, при этом игнорируя более сложные элементы, четверные и т. п. Я спрятал бОльшую часть двойных элементов, чтобы вынудить его использовать более сложные. Данная “игра” возникла спонтанно. У ребенка есть парочка двойных элементов, третий я ему предлагаю издалека, он отзывается, подходит и берет. Плюс здесь в том, что это деятельность со взаимодействием. Основная ошибка, я думаю, в том, что нет совместной игры, ребенка скорее раздражают мои действия. К тому же не надо было у него воровать элементы конструктора. А вот предложение интересующего элемента с откликом на имя (и желательно глазным контактом) - хороший элемент игры, надо его дальше использовать и развивать.
Хорошее видео! Хорошая игра, хотя и требующая доработки. При просмотре этого видео получала удовольствие, так как тут присутствовали эмоции, а не только дидактика))
Единственная причина по которой игра не совсем получилась - вы не играли, вы занимались. Если это игра, то она насыщена эмоциями всех ее участников.
А сама по себе идея хорошая, необходимо только немного подкорректировать исполнение.
У вас игра получилась немного ... рваная...задача сделать ее плавной, чтобы одно действие плавно перетекало в другое. Взяли элемент конструктора, лучше у Саши на глазах, побежали с ним и уже когда бежите привлекаете Сашу догонять вас...когда догнал и протягивает руку, то говорите "конструктор" и отдаете ему, а не ставите на какую-то поверхность - этим вы искусственно прерываете взаимодействие и опять получается что вы играете не вместе, а каждый в свое. Если зовете Сашу (Саша! Саааа-шаааа!), то до тех пор пока он вас не услышал и лучше пробегая мимо него задеть его, пробежаться по нему пальцами, помочь ему быстрее увидеть вас, ваше действие, помочь ему отреагировать на него. Иногда в момент когда Саша забирает конструктор имеет смысл немного посопротивляться ему, поиграть в перетягивания, но отдать ему деталь раньше чем он потеряет к ней интерес или разозлится. Периодически присоединяйтесь к строительству, а не только забирайте у него детали. Ну и немного больше эмоций))
Тот момент, что ребенка "раздражают" ваши действия, пишу в кавычках, потому что Сашу это раздражало не эмоционально, а скорее заставляло все время включаться, наоборот хорош и является плюсом. Именно на этом первое время строится работа по "включению", но ваша задача не только "включать", но и удерживать Сашу в этом.
__________________
Возможности заочной консультации всегда значительно уже очной.
С Уважением, Екатерина.
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 15.12.2011, 20:50
Natashik78 Natashik78 вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 24.02.2010
Город: Novosibirsk
Сообщений: 45
Сказал(а) спасибо: 46
Natashik78 *
Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Ваша задача в процессе рисования рисовать не "правильно", а быть включенными в это процесс, рисовать включенно. На видео вы вместе занимаетесь рисование, но у каждого своя программа. В процессе рисвания Саша включился два раза...в какие моменты? Как вы отреагировали на это? Какие выводы на будущее можно сделать из этого?
Пересмотрела видео и, Вы знаете, никак не могу увидеть моменты «включения» Саши. Возможно, Вы имели в виду то, что Саша пытается взять у меня фломастер? Так из предыдущих наших «рисований» я знаю, что он просто хочет взять мой фломастер, для того чтобы так же стереотипно закрасить-зачиркать то что я только что нарисовала. И именно поэтому я ему фломастер и не даю, чтобы как-то зацепить его и привлечь. Или вот рисование его рукой, пусть хотя бы посопротивляется, пусть поделает что-то иное чем монотонное закрашивание. Но так и не получается увлечь его по-настоящему в процессе рисования, попробовала «комарика с фонариком» (эмоционально, ритмично, четко) -- никакого интереса. Помогите, пожалуйста, понять, как же здесь завладеть его вниманием, как увлечь?
Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Что такое аутостимулиция? Зачем она ребенку? Почему появляется? Что можно с ней делать?
Аутостимуляция как способ доступного взаимодействия с миром:
* Ребенку нужны сенсорные впечатления, которые не могут пробиться через аутистическую защиту – стимуляция.
* Ребенку нечем занять себя – всегда на готове стимуляция.
* Ребенку тревожно или страшно – симуляция отвлечет и «защитит», как нечто привычное.
Уж не знаю, какие эмоциональные и сенсорные удовольствия находит Саша в рассматривании карточек (а они наверняка есть), но это представляется мне в первую очередь как «занятие себя». Вот я не могу заинтересовать его чем-либо, так Саша чудесно нашел себе преинтереснейшее для себя занятие и, естественно, не хочет, чтобы его отвлекали. В отличие от других стереотипов, погруженность в это занятие очень высока, поэтому предложенные Вами способы взаимодействия на данный момент нереальны. Хотя, наверно, правильнее было бы сказать, Я НЕ МОГУ найти правильный подход, поэтому для меня проще убрать эти карточки вообще.
Что можно сделать с аутостимуляцией? Вот честно скажу – не знаю. Если другие стереотипные занятия (собирание паззла, конструктора, рисование, чтение и т.д.) можно видоизменять, вмешиваться, развивать, пусть даже через сопротивление, то здесь Саша полностью выключается. Совершенно. Поэтому я могу только физически разорвать связь между Сашей и предметом стимуляции: выбросить карточки, унести Сашу в другую комнату, защекотать, чтобы перестал плакать. А это правильно?
Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Что вам мешает превращать в "шарик" остальное взаимодействие с Сашей? Вы пробовали это делать? Каким образом можно превратить в "шарик" кубики, машинку, карточки, рисование?
Для меня в настоящее время большую трудность представляют как раз способы модификаций Сашиных занятий и наших с ним совместных игр. Понимая Ваши рекомендации в целом, мне еще очень трудно воплотить их на практике, применить их к моему конкретному Саше в каждый конкретный момент времени. Мозги быстро не работают, конкретная Я еще не успела измениться.

Наблюдения за неделю.
Саша более всего включен, когда хочет кушать, или просто вкуснятку выпрашивает , а так же именно во время тактильных и подвижных игр. Но с другой стороны, он может «подвисать» и во время них. Например, играем «в жука». Я, жужжа, провожу пальцем волнистую линию по всей длине его руки и на уровне плеча с возгласом «Кусь-кусь!» легонько пощипываю его за подбородок. Саша доволен, смеется и просит еще. Казалось бы, все хорошо, но в момент проведения линии, Сашин взгляд несколько туманится, уходит внутрь, он слишком прислушивается к своим ощущениям. И мне уже кажется, что он просит «еще» именно для этих ощущений и это снова стимуляция, только посредством меня. Или это уже моя мнительность…..
Активно учим Сашу самостоятельным действиям. Он уже выбрасывает памперсы в мусорку, и умеет снимать шапку с завязками
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 16.12.2011, 17:51
kkar kkar вне форума
Психолог
 
Регистрация: 08.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Сообщений: 339
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 114 раз(а) за 91 сообщений
kkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Сообщение от Natashik78 Посмотреть сообщение
Пересмотрела видео и, Вы знаете, никак не могу увидеть моменты «включения» Саши.
Смотрите еще раз...ищите моменты живых реакций, т.е. не механического рисования или следования за вами. Эти моменты "включения" (пересмотрела - их 3) длятся буквально мгновение...два раза вы попробовали поддержать, еще один раз не заметили (или не успели среагировать).
__________________
Возможности заочной консультации всегда значительно уже очной.
С Уважением, Екатерина.
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 17.12.2011, 22:28
kkar kkar вне форума
Психолог
 
Регистрация: 08.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Сообщений: 339
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 114 раз(а) за 91 сообщений
kkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Возможно, Вы имели в виду то, что Саша пытается взять у меня фломастер?
Он трижды пытался это сделать...и вы каждый раз по разному реагировали, из всех этих попыток можно было извлечь значительно больше, но по разному. Вы о которой попытке?
Цитата:
Так из предыдущих наших «рисований» я знаю, что он просто хочет взять мой фломастер, для того чтобы так же стереотипно закрасить-зачиркать то что я только что нарисовала. И именно поэтому я ему фломастер и не даю, чтобы как-то зацепить его и привлечь.
Вот, очень важный момент. который вы обозначили как "рисование" в кавычках. Такое рисование - это ваш совместный стереотип, не только Сашин. Он стереотипно чирикает, вы стереотипно рисуете рядом, изображая совместную деятельность. Пока кто-либо из вас не решится на изменения в этом процессе, вы так и будете буксовать на одном месте.
Что можно изменить? Как структурировать этот процесс? Как сделать его более включенным?
Цитата:
Или вот рисование его рукой, пусть хотя бы посопротивляется, пусть поделает что-то иное чем монотонное закрашивание. Но так и не получается увлечь его по-настоящему в процессе рисования, попробовала «комарика с фонариком» (эмоционально, ритмично, четко) -- никакого интереса. Помогите, пожалуйста, понять, как же здесь завладеть его вниманием, как увлечь?
Не получается, совершенно верно. Тогда с какой целью вы из раза в раз выбираете тупиковый путь?
Отталкиваться надо от того в какие моменты он включается, на этом и играть первое время + использовать дополнительные механизмы "включения".
Цитата:
Аутостимуляция как способ доступного взаимодействия с миром:
* Ребенку нужны сенсорные впечатления, которые не могут пробиться через аутистическую защиту – стимуляция.
* Ребенку нечем занять себя – всегда на готове стимуляция.
* Ребенку тревожно или страшно – симуляция отвлечет и «защитит», как нечто привычное.
Ок
Цитата:
Уж не знаю, какие эмоциональные и сенсорные удовольствия находит Саша в рассматривании карточек (а они наверняка есть),
Вам знакомы магические картинки? Узор в котором при определенном сосредоточенииможно что-то увидеть. Т.е. полностью погружаешься в этот узор, концентрируешься, собираешься - вот примерно это извлекает Саша, вот такие ощущения...но цель не увидеть что-то, а почувствовать...карточки - средство.
Цитата:
но это представляется мне в первую очередь как «занятие себя»
плюс к ощущениям это действительно своеобразная занятость.
Любой человек в процессе любой деятельности получает разнообразные ощущения. Чем более разнообразная деятельность, тем более разнообразные ощущения/впечатления получает человек, тем комфортнее он себя ощущает, тем выше его адаптивные способности...тем более гармонично его развитие.
Так как у Саши выбор деятельности очень не велик, а потребность в ощущениях/впечатлениях не меньше и даже больше (так как он находится в своеобразном вакууме, длительное нахождение в котором кроме того вызывает и напряжение/тревогу), чем у других...то он восполняет их путем стимуляций.
Цитата:
Вот я не могу заинтересовать его чем-либо, так Саша чудесно нашел себе преинтереснейшее для себя занятие и, естественно, не хочет, чтобы его отвлекали.
Оно не интересное....оно привычное...это занятие при помощи которого он умеет хотябы минимально реализовывать свои потребности.
Цитата:
Что можно сделать с аутостимуляцией? Вот честно скажу – не знаю. Если другие стереотипные занятия (собирание паззла, конструктора, рисование, чтение и т.д.) можно видоизменять, вмешиваться, развивать, пусть даже через сопротивление, то здесь Саша полностью выключается. Совершенно. Поэтому я могу только физически разорвать связь между Сашей и предметом стимуляции: выбросить карточки, унести Сашу в другую комнату, защекотать, чтобы перестал плакать. А это правильно?
Да, правильно. Потому что в случае если вы оставляете его с подобной стимуляцией наедине вы фактически бросаете его в тот момент когда ему скучно/грустно/страшно/тревожно/напряженно/дискомфортно и кроме того лишаете его возможности получать какой-то новый опыт, новые ощущения и как следствие буксует развитие...хотя, конечно, выбор за вами.
Цитата:
Для меня в настоящее время большую трудность представляют как раз способы модификаций Сашиных занятий и наших с ним совместных игр. Понимая Ваши рекомендации в целом, мне еще очень трудно воплотить их на практике, применить их к моему конкретному Саше в каждый конкретный момент времени. Мозги быстро не работают, конкретная Я еще не успела измениться.
Ну это еще только начало пути, все поймете, всему научитесь!))
Цитата:
Наблюдения за неделю.
Саша более всего включен, когда хочет кушать, или просто вкуснятку выпрашивает , а так же именно во время тактильных и подвижных игр. Но с другой стороны, он может «подвисать» и во время них. Например, играем «в жука». Я, жужжа, провожу пальцем волнистую линию по всей длине его руки и на уровне плеча с возгласом «Кусь-кусь!» легонько пощипываю его за подбородок. Саша доволен, смеется и просит еще. Казалось бы, все хорошо, но в момент проведения линии, Сашин взгляд несколько туманится, уходит внутрь, он слишком прислушивается к своим ощущениям.
Что вам мешает в момент, когда вы видите подвисание переиграть взаимодействие, добавить новый, неожиданный для Саши элемент?
Цитата:
И мне уже кажется, что он просит «еще» именно для этих ощущений и это снова стимуляция, только посредством меня. Или это уже моя мнительность…..
Но выбирая между тем сам он себя стимулирует или это делаете вы - лучше второй вариант. Почему?
Цитата:
Активно учим Сашу самостоятельным действиям. Он уже выбрасывает памперсы в мусорку, и умеет снимать шапку с завязками
Молодцы!
__________________
Возможности заочной консультации всегда значительно уже очной.
С Уважением, Екатерина.
Ответить с цитированием
  #7  
Старый 18.12.2011, 18:38
Natashik78 Natashik78 вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 24.02.2010
Город: Novosibirsk
Сообщений: 45
Сказал(а) спасибо: 46
Natashik78 *
Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Отталкиваться надо от того в какие моменты он включается, на этом и играть первое время. Что можно изменить? Как структурировать этот процесс? Как сделать его более включенным?
Продолжу тему рисования. Да, согласна, что тот способ, который мы имеем сейчас – тупиковый и с этим надо что-то делать. Но ведь это не значит, что тогда совсем не надо рисовать? Особенно если учитывать, что именно этот вид стереотипной деятельности (и еще «лепка» из пластилина) Саша очень «любит», несколько раз за день просит дать ему фломастеры. Значит, раз есть это «пристрастие» в целом, мне кажется, что тут-то и можно сделать что-то эдакое, что «включит» его, что-то, что поможет перейти к настоящему осмысленному и заинтересованному рисованию. Или я тороплюсь и пытаюсь научить неходячего ребенка танцевать кадриль? Может пока будет лучше, например, сминать альбомные листы у него под руками и раскидывать их по комнате? Тем более, что пока я так и не могу придумать ничего конструктивного...

Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Ну это еще только начало пути, все поймете, всему научитесь!))
А вот тут у меня есть некоторое нервное напряженное волнение, что времени-то у нас нет, нет времени учиться на собственных ошибках, надо все понимать, уметь и делать уже сейчас, потому как возраст Саши – самый тот самый и промедление губительно.

Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
выбирая между тем сам он себя стимулирует или это делаете вы - лучше второй вариант. Почему?
Ну вроде понятно. Присутствие Другого в какой бы то ни было форме в Сашином случае уже неплохо.

Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
И тогда еще один момент остался, четвертый - ищите.
Буду искать

Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Почему вы решили, что причина такого поведения то, что он воспринимал тетю как вас?
Потому что Сашины действия были точно такими же, как он вел бы себя при встрече со мной, но направлены они не на меня, а на т.Аню, при том, что я осталась незамеченной, вернее «неосмысленной», как это обычно происходит с другими людьми (в смысле, что Саша обычно игнорирует незнакомых и малознакомых людей). Неужели это возможно, что я, как мама, не являюсь для него отдельной личностью, а некоторым Образом, который Саша с легкостью «надевает» на любого подходящего человека, в состоянии тревоги в непривычном месте.
Ответить с цитированием
  #8  
Старый 18.12.2011, 18:21
Dyadya Dyadya вне форума Пол мужской
Начинающий участник
 
Регистрация: 26.07.2009
Город: Новосибирск
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 39
Dyadya *
Екатерина, большое спасибо Вам за работу с нами!

Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Евгений, первый вопрос по вашим ответам: Почему вы о себе в третьем лице говорите?
Мы это сообщение сначала писали вместе (поэтому слово "я" было бы не понятно в таком контексте), а потом решили разделиться - Наташа прокомментировала свои видео, а я - свои. Сообщение разделили на два, а слово "папа" осталось.

Цитата:
К сыну вы подключились в итоге или нет? Каким образом вы это можете понять?
Это видео с рисованием не такое уж и плохое в плане включенности Саши - он наблюдает за моими действиями, потом берет предложенный мною мелок и закрашивает рисунки. На видео видно, куда его взгляд направлен. А в жизни мне сложнее было это понять из-за неудобной позиции сзади (см. Ваши комментарии о том, что мне лучше лицом к ребенку располагаться или у зеркала).

Цитата:
четвертое - "ребенок потерял интерес к ней, а отец как-то странно и поздно среагировал, упустил возможность захватить внимание ребенка снова" - захватить внимание ребенка никогда не поздно. Хотя в данном случае вы именно зависли - развивайте фантазию. скорость реакции, гибкость. Любые паузы всегда можно заполнять тактильными играми ("Мама барабанит Саше по груди"), массажами, щекотками, мять-жать, играми с голосом и интонацией, игры с ритмом, звуком, стуком - ваша основная задача на здесь и сейчас быть заметным Саше, а не играть в "правильные" игры и заниматься "правильными" занятиями.
Правильно ли я понимаю, что, если у нас не получается сейчас добиваться взаимодействия с Сашей, занимаясь рисованием, а получается, например, тактильными играми или пением ему песенок под гитару, то стоит поменьше заниматься пока рисованием, а сосредоточиться на занятиях, где нам легче с ребенком добиться эмоционального контакта?

Цитата:
Видео 4770 - Каким образом и в какие моменты можно было включиться/подключиться к Саше и что-то извлечь? Как много времени он проводит таким образом? К чему приводит такое времяпрепровождение?
Вижу возможности для включения на каждом из занятий ребенка: начать вместе что-то строить из конструктора, поносить его в коробке, почитать-порассматривать книжку, которой он заинтересовался и т. п.

Сейчас стараемся, чтобы Саша вообще не проводил время таким образом, сняли видео специально для примера.

Это пример полевого поведения, как я понимаю. Если он так проводит время, то и не имеет возможностей для развития со всеми вытекающими.
Ответить с цитированием
Ответ



Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 07:56.




Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.