Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера

Вернуться   Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера > Форумы врачебных консультаций > Педиатрия > Психомоторное и речевое развитие детей

Психомоторное и речевое развитие детей Форум посвящен развитию детей раннего возраста. Вопросы родителей, касающиеся стимуляции крупной и мелкой моторики, общения и речи, познавательной деятельности и игры - их можно обсудить здесь.

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
  #1  
Старый 21.11.2011, 12:21
kkar kkar вне форума
Психолог
 
Регистрация: 08.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Сообщений: 339
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 114 раз(а) за 91 сообщений
kkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Сообщение от Natashik78 Посмотреть сообщение
В данный момент читаем книги, начали общаться с родителями детей-аутистов из нашего города с целью получения информации (о педагогах и т.п.). В упомянутый выше центр не попали (мест нет, большая очередь), однако начали на днях заниматься с педагогами из этого центра на частной основе , так получилось, что сразу с двумя. Пока каждый из них провел по ознакомительному занятию. Занятие первого педагога проходило следующим образом: она очень активно “приставала” к ребенку, настойчиво вовлекала в игру, обращалась к нему, трогала, гладила, буквально крутила и вертела по полу, поднимала за ноги, щекотала и т.п. Ребенок хоть и улыбался иногда, но в основном ныл, хныкал и пытался сбежать. Занятие второго педагога проходило в аналогичной манере, но несколько мягче. Как мы поняли из разговоров с ними, они стремятся “растормошить” аутичных детей, вызвать у них любые эмоции, чтобы вывести ребенка из замкнутого состояния. В итоге это дает результат, по их словам. Нас несколько обеспокоил такой подход. Не может ли наоборот такое активное вторжение в личное пространство ребенка причинить вред, может быть воспринято как опасность и вызвать защитную реакцию в виде еще большего ухода в себя? Мы еще не до конца изучили книги Никольской, но у нас уже возникло ощущение, что педагогические действия в отношении аутичных детей не должны быть настолько “прямолинейными”.
Как, с вашей точки зрения, должна выглядеть эффективная работа с аутичным ребенком?
__________________
Возможности заочной консультации всегда значительно уже очной.
С Уважением, Екатерина.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 28.11.2011, 07:37
Dyadya Dyadya вне форума Пол мужской
Начинающий участник
 
Регистрация: 26.07.2009
Город: Новосибирск
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 39
Dyadya *
Здравствуйте, это опять Евгений, на этот раз со своего аккаунта. Спасибо большое Вам, Екатерина!

Жена все еще в больнице, поэтому стопороцентно сосредоточиться не получилось и хорошо продумать вопросы и ответы. Но все равно считаю нужным написать (пусть это будет хаотично), в любом случае польза от этого должна быть. Темы с Вашими консультациями прочитал, большое спасибо, очень нравится Ваша манера работы с родителями - стимулировать их на активное осмысление своих действий. К сожалению читать пришлось долго и урывками, поэтому каша в голове, надо будет еще раз все перечитать. Вместо вопросов расскажу немного, как у нас обстоят дела, и буду ждать комментариев / вопросов от Вас.

Не смотря на то, что на ребенке не получилось сконцентрироваться полностью, мне кажется, продвижения определенные есть. Дело в том, в последние десять дней я фактически впервые стал активно играть с ребенком, пытаться целенаправленно что-то получить полезного в результате игры. Раньше мое взаимодействие с ребенком заключалось в следующих вещах:
- я читал ему книги, просил показать персонажей на картинках,
-я его крутил-вертел, бегал с ним, играл в прятки,
- я гулял с ним на улице: помогал съезжать с горки, кататься на качелях итп,
- ну, и еще я чаще мамы купал ребенка (без особых игр) и укладывал его вечером спать: качал и пел песни, обычно Саша засыпает лучше всего со мной.
Были и еще, конечно, разные совместные занятия, но больше бытового плана. Рисовали, лепили и играли с предметами мы скорее эпизодически.

Тут еще один момент присутствует. Когда у меня было много работы, я по будням особо утром не занимался с ребенком, а вечером приходил в лучшем случае, когда его укладывать пора. Потом в субботу сдавали его бабушке, воскресенье - единственный день, который для нашего общения оставался, при этом, как я вижу теперь, общение не особо полноценным было. Фактически прошедшие выходные - это был первый раз, когда мы с ребенком на такое большое воремя оставались вместе.

Теперь о упомянутых продвижениях.

Первое продвижение - заслуга педагога, который провел часовое занятие с Сашей в четверг (фактически второе занятие после их знакомства). Занятие это видела только бабушка (и то не полностью). Они вдвоем нарисовали фломастерами большой цветок, потом вырезали его и подарили бабушке. На следующий день, когда мы сели с ним порисовать, он протянул мне фломастер, и когда я нарисовал контур цветка, начал его закрашивать, стараясь не вылазить за контур. Раньше Саша не умел этого делать, обычно закрашивал весь лист линиями или точками.

Мы с Сашей довольно много на неделе играли с пластилином. Изначально его игра заключалась в том, что он доставал из коробки куски пластилина и давил их подушечками пальцев на столе. Как я понимаю, в чистом виде получение сенсорных ощущений. Я сел за ним сзади вплотную, как Вы советуете, и начал стараться разнообразить игру, впрочем довольно бездумно (не проводя анализ, с кой целью это делается), просто старался как-то включиться. Первое, что пришло мне в голову собирать пластилин, скатывать за спиной в шарики и прятать на столе под бумажные колпачки. Он был вынужден теперь искать шарики пластилина перед тем, как их раздавить. Это пример. Я и другие действия предпринимал, однако какой-то существенной роли они все-таки не играли в игре ребенка и взаимодействия полноценного не было на мой взгляд. Какой-то прогресс в игре наступил случайно (это было вчера), когда я начал вместо шаров катать ладонями из пластилина "колбаски" и, я толком не понял, что Сашу заинтересовало, результат или процесс, но он начал вовлекать меня в игру - давать мне мне пластилин и чего-то требовать звуками. И тут же начал повторять мои движения ладонями. Теперь уже я стал вкладывать ему в ладони пластилин и помогать скататать колбаску. Когда мы вернулись к игре через некоторое время, он меня позвал играть с ним, оглянувшись и протянув руку. Правда через некоторое время он перестал взаимодействовать со мной, катал колбаски самостоятельно, и не реагировал на мои призывы дать ему пластилин (хотя зачем тут папа, если я сам умею?), а потом вернулся к своей старой игре - давке пластилина пальцами.
Во время игры я иногда массировал ему спину и использовал максимально простую речь.

Еще удалось достигнуть временного взаимодействия при игре с мячом. Я засовывал ему мяч под рубаху сзади, он бежал по коридору, мяч выкатывался. Затем я его просил взять мяч и принести мне его. Он приносил, и далее всё по новой. Фактически это первый пример, когда Саша отзывался на призыв принести. Играли мы оба с большим удовольствием. Однако повторить игру в следующий раз не получилось - Саша потерял интрес к мячу.

Вот некоторые из моментов, о которых я хотел рассказать.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 28.11.2011, 07:39
Dyadya Dyadya вне форума Пол мужской
Начинающий участник
 
Регистрация: 26.07.2009
Город: Новосибирск
Сообщений: 25
Сказал(а) спасибо: 39
Dyadya *
Цитата:
Сообщение от kkar Посмотреть сообщение
Как, с вашей точки зрения, должна выглядеть эффективная работа с аутичным ребенком?
Эффективная работа с таким ребенком - помощь ребенку в постижении окружающего мира и освоении различных бытовых / социальных навыков через игровой процесс. Несомненно для этого приходится предпринимать действия, которые могут вызвать у него дискомфорт. Принципиально ничего против этого я не имею, вопрос в интенсивности. Эффективно ли пытаться играть с ребенком, когда он ноет и активно сопротивляется?
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 28.11.2011, 15:57
kkar kkar вне форума
Психолог
 
Регистрация: 08.02.2011
Город: Санкт-Петербург
Сообщений: 339
Сказал(а) спасибо: 1
Поблагодарили 114 раз(а) за 91 сообщений
kkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форумеkkar этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Первое продвижение - заслуга педагога, который провел часовое занятие с Сашей в четверг (фактически второе занятие после их знакомства). Занятие это видела только бабушка (и то не полностью). Они вдвоем нарисовали фломастерами большой цветок, потом вырезали его и подарили бабушке. На следующий день, когда мы сели с ним порисовать, он протянул мне фломастер, и когда я нарисовал контур цветка, начал его закрашивать, стараясь не вылазить за контур. Раньше Саша не умел этого делать, обычно закрашивал весь лист линиями или точками.
Отличный результат!
Цитата:
Мы с Сашей довольно много на неделе играли с пластилином. Изначально его игра заключалась в том, что он доставал из коробки куски пластилина и давил их подушечками пальцев на столе. Как я понимаю, в чистом виде получение сенсорных ощущений. Я сел за ним сзади вплотную, как Вы советуете, и начал стараться разнообразить игру, впрочем довольно бездумно (не проводя анализ, с кой целью это делается), просто старался как-то включиться.
Не бойтесь проявлять бОльшую активность при включении в деятельность ребенка. Чтобы включиться в нее вы должны быть заметны Саше. Вы можете и давить так же как и Саша, но при этом комментировать каждое свое действие ("ТЫК! ТЫК! ТЫК!" или "БЛЯМ! БЛЯМ!" или "ОПА! ОПА! И ЕЩЕ! И ЕЩЕ!", или "РАЗ! ДВА! ТРИ!" и т.д., на что фантазии хватит) так, чтобы он вас слышал, и реагировал хотя бы подергиванием уха. Периодически можно замолкать, как бы зависая в ожидании любой его реакции и как только она появляется продолжать. Можно когда появляется реакция очень-очень медленно вести руку с кусочком пластилина к столу в то время как Саша за этим следит и в качестве завершения победоносно прикрепить его и прокомментировать "(любым словом в контексте предыдущих ваших комментариев)", громко вздохнув от облегчения после проделанной работы.
Цитата:
Первое, что пришло мне в голову собирать пластилин, скатывать за спиной в шарики и прятать на столе под бумажные колпачки. Он был вынужден теперь искать шарики пластилина перед тем, как их раздавить. Это пример. Я и другие действия предпринимал, однако какой-то существенной роли они все-таки не играли в игре ребенка и взаимодействия полноценного не было на мой взгляд.
Взаимодействие все равно было. Что еще полезного кроме взаимодействия можно извлечь (и собственно извлекли) из этого момента?
Цитата:
Какой-то прогресс в игре наступил случайно (это было вчера), когда я начал вместо шаров катать ладонями из пластилина "колбаски" и, я толком не понял, что Сашу заинтересовало, результат или процесс, но он начал вовлекать меня в игру - давать мне мне пластилин и чего-то требовать звуками. И тут же начал повторять мои движения ладонями. Теперь уже я стал вкладывать ему в ладони пластилин и помогать скататать колбаску. Когда мы вернулись к игре через некоторое время, он меня позвал играть с ним, оглянувшись и протянув руку. Правда через некоторое время он перестал взаимодействовать со мной, катал колбаски самостоятельно, и не реагировал на мои призывы дать ему пластилин (хотя зачем тут папа, если я сам умею?), а потом вернулся к своей старой игре - давке пластилина пальцами.
Во время игры я иногда массировал ему спину и использовал максимально простую речь.
Хороший результат! А то что через какое-то время стал играть самостоятельно - это нормально, никакой человек не в состоянии находиться постоянно во взаимодействии с другим. Требуется время и на осмыслени, самостоятельное освоение и т.д.
Цитата:
Еще удалось достигнуть временного взаимодействия при игре с мячом. Я засовывал ему мяч под рубаху сзади, он бежал по коридору, мяч выкатывался. Затем я его просил взять мяч и принести мне его. Он приносил, и далее всё по новой. Фактически это первый пример, когда Саша отзывался на призыв принести. Играли мы оба с большим удовольствием. Однако повторить игру в следующий раз не получилось - Саша потерял интрес к мячу.
Отлично!
А теперь придумывайте разные варианты с тем же мячом, да и с чем-то другим тоже.
Задача ваша заключается в том, чтобы играть с ребенком максимально включенно, эффективно и ПО РАЗНОМУ. Поэтому не надо циклиться на том, чтобы из раза в раз играть в одно и тоже. Быстро реагируйте, переключайтесь сами и помогайте Саше переключиться на что-то новое (новая игра, новый способ игры с чем-то уже знакомым). Старайтесь быть максимально гибким в любом взаимодействии с Сашей.
Мяч можно катать, кидать, подбрасывать и ловить, называть ("Мяч!", "Упал!", "Укатился!", "Ловим!" и т.д. в зависимости от ситуации), догонять, раскрашивать, мыть, перекидывать друг другу у Саша на глазах (типа игры "собачка"), периодически роняя его, мяч можно катать на машине, носить в мешке или прятать в коробку/кастрюлю/под одеяло и т.д.; можно просить все это делать Сашу, а можно самому/самим все это делать, чтобы он наблюдал; можно "играть в отбирание" - Саша у вас забирает, а вы ему не даете, перетягиваете друг у друга (в игровой форме) и многое другое.
Цитата:
Сообщение от Dyadya Посмотреть сообщение
Эффективная работа с таким ребенком - помощь ребенку в постижении окружающего мира и освоении различных бытовых / социальных навыков через игровой процесс. Несомненно для этого приходится предпринимать действия, которые могут вызвать у него дискомфорт. Принципиально ничего против этого я не имею, вопрос в интенсивности. Эффективно ли пытаться играть с ребенком, когда он ноет и активно сопротивляется?
Безусловно лучше, когда ребенок в хорошем расположении духа и всегда готов к взаимодействию. Однако если мы говорим о детях с нарушением аутистического спектра, то частая реакция на вмешательство, на попытку внедрить что-то неизвестное у такого ребенка это именно сопротивление связанное со страхом новизны (в действиях, ощущениях, играх и пр.), а не с отсутствие интереса или желания. И мы или идем у него на поводу и тогда стоим на месте, или преодолеваем сопротивление ребенка давая ему возможность узнать, понять, почувствовать что-то новое и удостовериться в безопасности этого вмешательства, или ищем какие-то способы переключить его с возникшей реакции сопротивления и заинтересовать нашим предложением.
__________________
Возможности заочной консультации всегда значительно уже очной.
С Уважением, Екатерина.
Ответить с цитированием
Ответ



Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 04:14.




Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.