Цитата:
Первое продвижение - заслуга педагога, который провел часовое занятие с Сашей в четверг (фактически второе занятие после их знакомства). Занятие это видела только бабушка (и то не полностью). Они вдвоем нарисовали фломастерами большой цветок, потом вырезали его и подарили бабушке. На следующий день, когда мы сели с ним порисовать, он протянул мне фломастер, и когда я нарисовал контур цветка, начал его закрашивать, стараясь не вылазить за контур. Раньше Саша не умел этого делать, обычно закрашивал весь лист линиями или точками.
|
Отличный результат!
Цитата:
Мы с Сашей довольно много на неделе играли с пластилином. Изначально его игра заключалась в том, что он доставал из коробки куски пластилина и давил их подушечками пальцев на столе. Как я понимаю, в чистом виде получение сенсорных ощущений. Я сел за ним сзади вплотную, как Вы советуете, и начал стараться разнообразить игру, впрочем довольно бездумно (не проводя анализ, с кой целью это делается), просто старался как-то включиться.
|
Не бойтесь проявлять бОльшую активность при включении в деятельность ребенка. Чтобы включиться в нее вы должны быть заметны Саше. Вы можете и давить так же как и Саша, но при этом комментировать каждое свое действие ("ТЫК! ТЫК! ТЫК!" или "БЛЯМ! БЛЯМ!" или "ОПА! ОПА! И ЕЩЕ! И ЕЩЕ!", или "РАЗ! ДВА! ТРИ!" и т.д., на что фантазии хватит) так, чтобы он вас слышал, и реагировал хотя бы подергиванием уха. Периодически можно замолкать, как бы зависая в ожидании любой его реакции и как только она появляется продолжать. Можно когда появляется реакция очень-очень медленно вести руку с кусочком пластилина к столу в то время как Саша за этим следит и в качестве завершения победоносно прикрепить его и прокомментировать "(любым словом в контексте предыдущих ваших комментариев)", громко вздохнув от облегчения после проделанной работы.
Цитата:
Первое, что пришло мне в голову собирать пластилин, скатывать за спиной в шарики и прятать на столе под бумажные колпачки. Он был вынужден теперь искать шарики пластилина перед тем, как их раздавить. Это пример. Я и другие действия предпринимал, однако какой-то существенной роли они все-таки не играли в игре ребенка и взаимодействия полноценного не было на мой взгляд.
|
Взаимодействие все равно было. Что еще полезного кроме взаимодействия можно извлечь (и собственно извлекли) из этого момента?
Цитата:
Какой-то прогресс в игре наступил случайно (это было вчера), когда я начал вместо шаров катать ладонями из пластилина "колбаски" и, я толком не понял, что Сашу заинтересовало, результат или процесс, но он начал вовлекать меня в игру - давать мне мне пластилин и чего-то требовать звуками. И тут же начал повторять мои движения ладонями. Теперь уже я стал вкладывать ему в ладони пластилин и помогать скататать колбаску. Когда мы вернулись к игре через некоторое время, он меня позвал играть с ним, оглянувшись и протянув руку. Правда через некоторое время он перестал взаимодействовать со мной, катал колбаски самостоятельно, и не реагировал на мои призывы дать ему пластилин (хотя зачем тут папа, если я сам умею?), а потом вернулся к своей старой игре - давке пластилина пальцами.
Во время игры я иногда массировал ему спину и использовал максимально простую речь.
|
Хороший результат! А то что через какое-то время стал играть самостоятельно - это нормально, никакой человек не в состоянии находиться постоянно во взаимодействии с другим. Требуется время и на осмыслени, самостоятельное освоение и т.д.
Цитата:
Еще удалось достигнуть временного взаимодействия при игре с мячом. Я засовывал ему мяч под рубаху сзади, он бежал по коридору, мяч выкатывался. Затем я его просил взять мяч и принести мне его. Он приносил, и далее всё по новой. Фактически это первый пример, когда Саша отзывался на призыв принести. Играли мы оба с большим удовольствием. Однако повторить игру в следующий раз не получилось - Саша потерял интрес к мячу.
|
Отлично!
А теперь придумывайте разные варианты с тем же мячом, да и с чем-то другим тоже.
Задача ваша заключается в том, чтобы играть с ребенком максимально включенно, эффективно и ПО РАЗНОМУ. Поэтому не надо циклиться на том, чтобы из раза в раз играть в одно и тоже. Быстро реагируйте, переключайтесь сами и помогайте Саше переключиться на что-то новое (новая игра, новый способ игры с чем-то уже знакомым). Старайтесь быть максимально гибким в любом взаимодействии с Сашей.
Мяч можно катать, кидать, подбрасывать и ловить, называть ("Мяч!", "Упал!", "Укатился!", "Ловим!" и т.д. в зависимости от ситуации), догонять, раскрашивать, мыть, перекидывать друг другу у Саша на глазах (типа игры "собачка"), периодически роняя его, мяч можно катать на машине, носить в мешке или прятать в коробку/кастрюлю/под одеяло и т.д.; можно просить все это делать Сашу, а можно самому/самим все это делать, чтобы он наблюдал; можно "играть в отбирание" - Саша у вас забирает, а вы ему не даете, перетягиваете друг у друга (в игровой форме) и многое другое.
Цитата:
Сообщение от Dyadya
Эффективная работа с таким ребенком - помощь ребенку в постижении окружающего мира и освоении различных бытовых / социальных навыков через игровой процесс. Несомненно для этого приходится предпринимать действия, которые могут вызвать у него дискомфорт. Принципиально ничего против этого я не имею, вопрос в интенсивности. Эффективно ли пытаться играть с ребенком, когда он ноет и активно сопротивляется?
|
Безусловно лучше, когда ребенок в хорошем расположении духа и всегда готов к взаимодействию. Однако если мы говорим о детях с нарушением аутистического спектра, то частая реакция на вмешательство, на попытку внедрить что-то неизвестное у такого ребенка это именно сопротивление связанное со страхом новизны (в действиях, ощущениях, играх и пр.), а не с отсутствие интереса или желания. И мы или идем у него на поводу и тогда стоим на месте, или преодолеваем сопротивление ребенка давая ему возможность узнать, понять, почувствовать что-то новое и удостовериться в безопасности этого вмешательства, или ищем какие-то способы переключить его с возникшей реакции сопротивления и заинтересовать нашим предложением.