Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера
  #1  
Старый 27.03.2011, 17:47
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Помогите классному руководителю!

Уважаемые специалисты! Хочу попросить у вас совета, чувствую, что зашла в тупик, но не хочется верить, что из моей ситуации нет приемлемого выхода.

Я не профессиональный педагог, хотя у меня был опыт преподавания в вузах. В сентябре прошлого года я пришла работать в школу и мне сразу дали классное руководство 5-м классом. Не могу сказать, что работа мне не нравится, я читаю много специальной литературы по возрастной психологии, педагогике и т.п. Но чувствую, что не могу помочь моим ученикам в том, в чем они наиболее нуждаются – в адаптации к старшей школе.

Изначально мой класс был самым слабым в параллели. Сейчас ситуация переходит в критическую – у меня 18 человек из 30 не успевают по 2 и более предметам. Т.е. им ставят «тройки» по принципу 3 пишем, 2 – в уме. Дисциплина такая, что наиболее впечатлительные учителя готовы отказаться вести у них уроки. В последние месяцы я вынуждена запирать класс, когда мы собираемся на классный час, иначе мои ученики выскакивают в коридор с криками, чтобы просто побегать или подраться, чем мешают остальным проводить уроки.

Как я сама вижу ситуацию: во-первых, большинство детей не успевает по школьной программе, поэтому большая часть уроков является для них сильным стрессом и когда нажим со стороны педагога хоть немного ослабевает, они просто срываются.
Во-вторых, опять же у большинства детей в классе не сформированы навыки самоконтроля, они не могут противостоять своим сиюминутным импульсам, быстро переключиться с одной задачи на другую.

Что имеем в итоге? Все увеличивающийся прессинг как со стороны школы, так и со стороны родителей, что доводит моих учеников до состояния истерик и откровенного бунта, что опять вызывает еще большее усиление прессинга с двух сторон.

Я не могу сказать, что у меня с учениками плохие отношения. Они говорят, что любят меня и, как мне кажется, часто искренне расстраиваются, когда понимают, что причиняют мне неприятности. Но остановиться не могут.

Что я пыталась сделать? Я пыталась ввести по возможности больше элементов игры в нашу деятельность, но ничего у меня не вышло. С другими классами мы играем на уроках, с моим – нет. Большая часть игр у нас заканчиваются руганью и драками между моими учениками. Скажем, мы не смогли играть в кошки-мышки, т.к. все хотели быть мышками и кошками, и ни один не согласился стоять в кругу.

Я договорилась со школьным психологом, и мы вместе с ней проводим для самых активных моих девочек (8 человек) психологический тренинг. Точнее она проводит, а я в нем участвую. Но у меня складывается ощущение, что мы что-то делаем не так: девочки не раскрываются на тренингах со своими проблемами, а играют роль для нас, взрослых. В итоге количество драк и конфликтов даже между участницами тренинга не снижается.

Больше всего меня огорчает, что мои ученики практически не воспринимают нормальную речь. Добиться хоть какой-то реакции на уровне класса можно только перейдя на крик, если дети не слышат угрозы в голосе, они просто игнорируют любое обращение.
Если они бояться учителя, то все их силы уходят на то, чтобы сидеть относительно тихо и не вызвать его гнев, но даже в этом случае ни о какой нормальной работе на уроке, усвоении знаний речь не идет.

Собственно вопрос: можно ли на уровне работы с классом в целом помочь им удержаться хотя бы в минимальных рамках, допустимых в школе?

Индивидуально я постоянно с ними беседую, разбираем конфликты, драки, проблемы с учебой и т.п., но на индивидуальном уровне мне физически не хватает времени на оперативное реагирование на проблемы 30 человек.

Можно ли помочь им избавиться от привычки реагировать только на гневные вопли взрослых? Как научить детей слышать нормальную речь и самим говорить нормально – большинство из них даже друг с другом разговаривают исключительно на повышенных тонах?

Я вполне могу понять и гнев учителей, и отчаяние родителей моих учеников: их поведение очень часто невыносимо для окружающих и их успехи в учебе ниже всякой критики, но гнев и упреки взрослых только усугубляют ситуацию.

Что я, как классный руководитель, могу сделать для своих подопечных?
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 28.03.2011, 17:07
Аватар для elisey
elisey elisey вне форума ВРАЧ
Заслуженный участник
 
Регистрация: 23.11.2008
Город: Москва
Сообщений: 603
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 263 раз(а) за 169 сообщений
elisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Здравствуйте!
Я обязательно в ближайшее время отвечу более развернуто.

Скажите пока вот что: с учителем этого класса в начальной школе Вы общались? Как она справлялась с ситуацией?

Посмотрите еще вот это сообщение http://www.forums.rusmedserv.com/sho...5&postcount=45
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 28.03.2011, 23:38
Аватар для elisey
elisey elisey вне форума ВРАЧ
Заслуженный участник
 
Регистрация: 23.11.2008
Город: Москва
Сообщений: 603
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 263 раз(а) за 169 сообщений
elisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Здравствуйте!

1) первое что нужно сказать - ситуация очень сложная. Когда я с коллегой обсуждал Ваше сообщение первое в чем мы тут же согласились, что вероятнее всего имеется системная ошибка, то есть ошибка в работе не только педагога, проблемы не только детские, но и существенные просчеты администрации школы. Очень мала вероятность того, что в классе вдруг совершенно случайно оказалось 60 процентов неуспевающих детей. Я могу предполагать, что Ваш класс или создавался из отстающих всей параллели при переводе из начальной в среднюю школу, или класс, который имеет долгие проблемы с самой начальной школы, на которые долго не реагировала администрация, не пыталась решить.

К сожалению, первое что приходит в голову - это мысль о расформировании класса. Это не значит, что это единственный способ решения, это значит, что проблема действительно серьезная.

Раз проблема системная, то кардинально, целиком ее можно решить только вовлекая всю систему - класс, родителей, педагогов, администрацию, возможно, даже всю параллель. Есть интересная форма подобной работы - школьная конференция. Слышали ли Вы о такой форме? Суть ее состоит именно в обозначении проблемы, обсуждении проблемы и ее действия и разделении ответственности за нее среди равных людей - учеников, педагогов, родителей, администрации, равных, но с разными возможностями, задачами и целями.

Если Вы в Москве, то такие конференции прекрасно проводит центр "Перекресток" [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]. Если не в Москве, то попробуйте обратиться в центр "Судебно-правовая реформа" [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]. У них развитая региональная сеть, они работают по всей стране и занимаются в числе прочего проведению и обучению таким конференциям.

Еще раз - вероятнее всего в основе данной ситуации лежит системная ошибка. Решение ее невозможно без вовлечения всей системы. Попытка Вами взять за нее целиком ответственность с большой вероятностью приведет к профессиональному выгоранию, личному краху. Будьте осторожны!

2)
Цитата:
Собственно вопрос: можно ли на уровне работы с классом в целом помочь им удержаться хотя бы в минимальных рамках, допустимых в школе?
Да. Конкретно эту проблему можно как-то решать на уровне работы с классом.

Это прекрасно, что Вы замечаете, как окружающая нервная обстановка влияет на поведение детей. Я думаю, что лучше всего делать те вещи, о которых я ниже напишу не Вам одной, но вместе с учителями-предметниками.

Наща задача - это изменение поведения. Есть эффективные программы изменения поведения у детей, основанные на обучении родителей и педагогов. Если очень кратко, то суть этих программ в:
- создании и поддержании "позитивного" родительства - то есть способности видеть и ценить в своем ребенке сильные стороны, а также способности вместе играть, просто быть вместе
- обучении разным поощрениям за то поведение, которое мы считаем желательным (да-да! детей обязательно надо поощрять когда они делают то, что мы хотим)
- обучении правильным командам, правилам и инструкциям. Правильным значит ясным, простым, сжатым, понятным, таким какие дети могут легко выполнить
- обучении разным способам наказания. Правильное значит спокойное, безопасное для ребенка, эффективное, то есть снижающее выраженность неправильного поведения
- реорганизации дня ребенка для того, чтобы было как можно меньше возможностей для возникновения нежелательного поведения.

Самой простой и очевидной интервенцией в Вашем случае будет создание правил. Конечно, правила уже в Вашем классе существуют. Но наша задача сделать так, чтобы они работали.

Есть "шесть правил для создания правил"
  • Правил должно быть немного 3-6. Они должны быть "позитивными", то есть говорить о том, что надо делать, а не "негативными", то есть не теми которые говорят о том, что не надо делать. Пример "позитивного" правила - "слушай когда говорят другие". Пример "негативного" - "не перебивай". Еще примеры - "используй вежливые слова", "говори спокойно", "держи руки и ноги при себе"
  • Обсудите правила с детьми. Можно так: "что вам нравится в этих правилах?" "что они могут вам дать?" "какие еще правила вы бы добавили?"
  • Озвучьте их для класса. Озвучьте их для класса не как еще одно ограничение, а как помощь в решении тех проблем, от которых они страдаю. Старайтесь использовать "позитивные" правила.
  • Заключите договор с классом о соблюдении их. Не вводите их авторитарно, обсуждайте, но вводите твердо.
  • Вывесьте правила в письменном виде в классе так, чтобы они были всегда и всем видны.
  • Пошлите копию списка правил родителям

Крайне важным является систематическое и постоянное реагирование учителя на то выполняют дети правила или нет. Без этого не будет работать ни одно правило!
Как можно чаще поощряйте детей за то, когда они соблюдают правила, например, говорят спокойно (как же часто учителя поощряют своим вниманием тех детей, которые громче всех кричат!). Поощрением могут быть одобрение учителя, одобрение одноклассников, записка о хорошем поведении домой, наклейки, медальки, привилегии в виде возможности задержаться с перемены, дополнительные приятные занятия, компьютерные игры - все что угодно. Наказанием могут быть выговоры, потеря привилегий, тайм-ауты (время на несколько минут в углу комнаты или в скучной, но безопасной другой), беседа с директором.
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 28.03.2011, 23:50
Аватар для elisey
elisey elisey вне форума ВРАЧ
Заслуженный участник
 
Регистрация: 23.11.2008
Город: Москва
Сообщений: 603
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 263 раз(а) за 169 сообщений
elisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
3) Тренинг - это прекрасно, это замечательная идея. Есть у меня пара мыслей, как можно сделать его более эффективным.

Во-первых, необходимость Вашего участия в нем у меня вызывает сомнение. Вы педагог и у Вас много своих обязанностей и задач. Мне кажется, что Вы немного распаляетесь в своих усилиях. Может я не прав, но опять же в этой ситуации немного волнуюсь за Вас, за Ваши силы и нервы. Кроме того, возможно, детям сложно в Вашем присутствии. Вы важный человек в их жизни, я думаю, что о многом им может не хотеться в Вашем присутствии говорить.

Во-вторых, тренинг про отношения - это хорошо, но лучше проводить специальный тренинг по социальным навыкам. Какие это могут быть навыки?
Например, навык различения эмоций - детям показывают картинки разных эмоций, учат их распознавать у себя, у других.
Еще, например, навык принятия критики. С детьми говорят о том, как они обычно реагируют на критику, к чему это приводит ), что хорошего может дать критика, что можно сказать, надо ли менять поведение на критику и так далее. Тут же на тренинге всегда есть возможность отработать тот или иной навык.
Обучая социальным навыкам, надо всерьез исходить из того, что дети этого не умеют, не знают, а не не хотят или хотят все делать плохо или наслаждаются особым типом сложившихся отношений.
Такие навыки называются social and emotional skills, по этому словосочетанию Вы и психолог могут найти огромное количество информации в Интернете. Построение тренингов на обучении этим навыкам - это очень эффективная интервенция, с хорошей доказательной базой. Она позволяет решить ту же проблему громкого голоса, ведь говорить определенным социально приемлимым способом - это тоже навык.

Таким образом, мне кажется, что надо продолжить тренинг, но несколько изменить его содержание. Можно сделать его как тренинг социальных навыков, обучения общению.
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 28.03.2011, 23:59
Аватар для elisey
elisey elisey вне форума ВРАЧ
Заслуженный участник
 
Регистрация: 23.11.2008
Город: Москва
Сообщений: 603
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 263 раз(а) за 169 сообщений
elisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Пока такие у меня идеи. Если еще есть что-то, что надо обсудить - спрашивайте. Еще мне очень интересна и важна Ваша реакция на то, что я написал.
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 29.03.2011, 10:14
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Добрый день, Елисей Константинович!

Большое спасибо за Ваш отклик, Вы меня очень поддержали, т.к. большинство из задействованных в ситуации людей не верят в то, что ее можно исправить. На этом фоне для меня Ваши сообщения являются не только значимой профессиональной консультацией, но и большой моральной поддержкой.

Постараюсь максимально четко ответить на все Ваши вопросы.

С учителем начальной школы я познакомилась накануне учебного года, она мне дала развернутую информацию по каждому ученику. Не могу сказать, что она плохо к ним относится, они до сих пор к ней бегают, но на уровне рекомендаций ее позиция сводится к тому, что «ничего не поделаешь – такие дети».

Отчасти, я могу ее понять, т.к. в параллели это единственный «общеобразовательный» класс, а остальные «гимназические», т.е. в мой класс попали все дети, которым по каким-то причинам не нашлось места в гимназических классах. Поэтому достаточно долгое время я думала, что основная причина такой ситуации в практически целенаправленном отборе детей.

Однако, как потом выяснилось, никакого серьезного тестирования и обследования детей не проводилось. Поэтому поверить в то, что «на глазок», просто побеседовав с родителями, можно четко выявить детей потенциально проблемных при обучении, я не могу.

Все 4 года начальной школы мой класс считался самым слабым в параллели со стандартной присказкой: «что вы хотите от общеобразовательного класса». Дисциплиной они тоже не блистали, но, как Вы понимаете, удерживать детей в рамках одного помещения и при контакте с одним учителем технически проще. Как я уже писала, дети реагируют только на гневные окрики, думаю, это и было основным средством поддержания дисциплины в классе.

Да, меня зовут Ирина, если удобнее будет по имени обращаться.
Ответить с цитированием
  #7  
Старый 29.03.2011, 10:40
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Теперь по всем пунктам:

1. То, что имеет место системная ошибка, у меня уже не вызывает сомнения. Как Вы понимаете, я не только классный руководитель, но и преподаю в школе и не только у своих детей. Уровень учеников в старших классах, в которых я преподаю, убеждают меня в том, что таких детей, как мои, в школе много – 1-2 класса в каждой параллели, так что о случайном стечении обстоятельств речь не идет.

Но тут есть очень тонкий момент, я работаю в школе первый год, человек я новый, поэтому придти и сказать администрации и коллегам: «Я тут на вас посмотрела и понимаю, что вы постоянно наступаете на одни и те же грабли», будет тактической ошибкой. Они неплохие люди, школа на хорошем счету, есть очень талантливые и успешные выпускники.

Поэтому я планирую начать обсуждать проблемы пока исключительно на уровне своего класса, предложить определенную стратегию действий по решению КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ, и по возможности постепенно заручаться поддержкой коллег и администрации.

Про конференции я слышала, более того, я чуть было не пошла учиться на школьного медиатора, меня проблемы медиации, т.е. внесудебного решения конфликтов в школе очень интересует. К сожалению, оказалось, что место, где я хотела учиться, собственно школьной проблематикой почти не интересуется, поэтому пришлось искать другие варианты.

Я знаю про центр "Судебно-правовая реформа", даже написала туда по электронной почте, но они мне пока не ответили. Собираюсь туда позвонить, как только слегка разгребу текущие дела – конец четверти, оценки, родители, педсовет по итогам, планируется отдельное совещание «на высшем уровне» специально по моему классу, срочно готовлю идеи и предложения.

Очень надеюсь все же связаться и наладить сотрудничество с названным центром.

Я как раз очень хорошо понимаю, что как в старом анекдоте «одной трубой не обойдешься, всю систему менять надо», но не хочу слишком поспешными действиями оттолкнуть от себя коллег и администрацию. Тем более что и поддержки со стороны родителей пока достаточной нет, большинство подходит к проблеме по принципу «наш прадед терпел и нам велел».
Ответить с цитированием
  #8  
Старый 29.03.2011, 11:16
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Если можно, я перескочу один пункт и отвечу сначала про тренинг.

Итак, п.3
Идея моего участия принадлежит как раз нашему психологу, она сказала, что это поможет мне лучше узнать моих учеников и сблизится с ними. Я, наверное, не совсем правильно выразилась в первом сообщении: я участвую в тренинге на равных с девочками, ведет его психолог, и мне как-то неловко указывать ей, как лучше его проводить, т.к. я не имею ни соответствующего образования, ни опыта.

Тренинг в целом направлен как раз на формирование навыков конструктивного общения. Мне сложно оценить с профессиональной точки зрения его качество, лично мне он кажется интересным и полезным.

Но эффективность тренинга для детей, мне кажется, снижается двумя факторами. Во-первых, тренинг проводится раз в неделю и часто прерывается: каникулы, карантин, какие-то общешкольные события, заставляющие переносить или отменять занятие и т.п. Получается, что девочки получают некоторые знания, но не успевают отработать их на уровне навыков.

Во-вторых, девочки как бы стесняются психолога, хотя она к ним очень доброжелательно относится. Приведу пример.

На последнем занятии я не участвовала в тренинге, но сидела в классе (надо было срочно выставить оценки и заполнить кучу бумажек), как я поняла, они обсуждали позитивные и негативные качества – как их оценивают в себе девочки и как они оцениваются окружающими. Может, я не очень точно уловила, но что-то в таком роде.

Уже после тренинга, когда ушла наш психолог, девочки сказали мне, что им очень хотелось озвучить такое качество как «сексуальность», но они не смогли сказать этого психологу, побоялись, что она сочтет их испорченными. Я им сказала, что они напрасно не сказали это вслух, никто бы их не осудил. Получается, что им легче сказать мне о таких вещах, чем психологу.
Ответить с цитированием
  #9  
Старый 29.03.2011, 12:33
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Ох, теперь по п.3

Расскажу сначала про свои неудачи. Самая большая моя проблема, что не успеваю ОПЕРАТИВНО реагировать как на хорошее, так и на плохое поведение. Иногда мне кажется, надо вообще бросить все уроки, просто сидеть и разговаривать с моими учениками, пока из них не выльются все их проблемы, страхи, эмоции, которые не дают им возможности 10 минут усидеть на одном месте.

Мои дети постоянно находятся в броуновском движении. При этом они сталкиваются, дерутся, иногда с травмами и разорванной одеждой, кричат (не всегда цензурно), рыдают, требуют заступиться, наказать, осудить, пожалеть, тут же мирятся и снова дерутся, и так по кругу…

Возможно, так и должны выглядеть нормальные дети. По крайней мере, их до сих пор не сломали, они говорят, что им очень нравится ходить в школу, только вот учеба отвлекает от их насыщенной коллективной жизни. Но я практически не успеваю с ними разговаривать (ну в человеческом значении этого слова).

Всё мое время и силы уходят в основном на то, чтобы разнять, удержать, оценить степень полученных травм, объясниться с медсестрой, заучами, родителями и другими учителями. Ну, наверное, вы тоже видели мультик про обезьянку?

Про установление правил совместно с классом я читала и ношусь с этой идеей с сентября месяца. Но воз и ныне там. Дети отказываются это даже обсуждать. На самом деле, они вообще могут обсуждать что-то только если их меньше пяти человек.

Изначально у меня была такая стратегия: я предлагаю им поиграть, все хотят играть, но игра не получается, быстро перерастает в массовую потасовку. Я им говорю: «Смотрите, вы хотите играть, но у нас ничего не получается. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы игра получилась?» Обычный ответ на этот вопрос звучит так: «Ваня, Петя, Маша, Глаша – во всем виноваты! Давайте срочно выгоните их из класса или накажите пострашнее, и все будет хорошо!»

Следующий шаг, который мы с детьми сделали за эти полгода – осознание того, что если выгнать, наказать, и т.п., хорошо не будет, ничего не изменится… Казалось бы – вот еще чуть-чуть и мы дойдем до выработки правил. Ничуть не бывало!

Дети утверждают, что это пустая трата времени, т.к. правила будут выполняться только под угрозой наказания. Поэтому зачем нужны правила, если их не будут выполнять? На мой вопрос, зачем нужны наказания? Дети отвечают: «Для справедливости! Мы вас не слушаемся, вам обидно, нам стыдно, а накажите – и все будут довольны!»

Обратите внимание, что они видят в ситуации только МОЮ проблему: мне обидно, что они меня не слушаются. В этом смысле их предложение логично: наказание избавляет их от чувства вины, меня (по их представлениям) от злости и раздражения.

На мои возражения, что предлагаемый вариант никак не решает проблему невозможности играть, учиться, вообще что-то нормально делать, дети отвечают, что данная проблема в принципе не решаема.

Признаюсь, на этом месте я захожу в тупик. Самое интересное, что такой сценарий разговора с небольшими модификациями повторяется у меня и в старших классах. За полгода работы и постоянного возвращения к этому вопросу, я не услышала НИ ОДНОГО предложения, которое не предусматривало бы репрессии.
Ответить с цитированием
  #10  
Старый 29.03.2011, 13:00
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Что касается системы поощрений и наказаний. Я никак не могу придумать критерии для нее, которые были бы фактически выполнимы. Я инстинктивно избегаю вводить четкие призы и взыскания, потому что в настоящее время даже получение оценок очень часто становится лотереей.

Поясню: так как ситуация у нас развивается обычно стремительно, то я просто не успеваю оценить поведение всех 30 человек одновременно. Но я еще буду думать. Сейчас мне пришло в голову, что возможно стоит начать не с оценки поведения, а скажем, с оценки самых простых дисциплинирующих действий: заполненный дневник – 1 бонус, принес в школу учебник и тетрадь - 1 бонус… Может быть, так?

Но тут еще надо думать и думать. Мои ученики очень ревниво относятся к любому поощрению, даже простая похвала вызывает целый шквал обвинений против «счастливчика» с перечислением всех его прегрешений за последние 2 дня.

Кроме того, я читала, что для эмоционально неуравновешенных детей система поощрений и наказаний может быть дополнительным дестабилизирующим фактором. Я все же склоняюсь к мысли, что большинство моих учеников НЕ МОЖЕТ пока выполнять многие школьные требования, поэтому если ввести систему поощрений, они все достанутся нескольким наиболее благополучным детям, а у остальных это только усилит испытываемый стресс.

Вот сколько я вам понаписала . Если позволите, чуть позже я напишу Вам то, как я вижу дальнейшую стратегию работы с классом, и те конкретные предложения, которые я хочу вынести на обсуждение с администрацией. Может быть, вы меня в чем-то поправите, что-то подскажите…
Ответить с цитированием
  #11  
Старый 29.03.2011, 13:05
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Простите, почему-то дважды отправилось сообщение - хотела удалить, но никак не получается.
Ответить с цитированием
  #12  
Старый 29.03.2011, 14:24
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Мысль о том, что мой класс легче расформировать, чем исправить действительно напрашивается. Но, думаю, она не осуществима – другие классы тоже заполнены под завязку, и сомневаюсь, что кто-то из учителей захочет взять к себе в класс учеников с такими проблемами.

Если обобщать, то я вижу 2 основных проблемы, препятствующие движению вперед:
1. Меня не хватает для оперативного реагирования на запросы моих учеников;
2. Чем хуже они учатся, тем сильнее на них давят, чем сильнее давят, тем хуже поведение и как следствие – тем хуже учеба.

Что мне кажется, можно попытаться сделать?
Думаю, что обе проблемы нереально решить без привлечения дополнительных людей. В школе этих людей взять негде, значит, остаются родители. Их я хочу привлечь по двум направлениям:

1.Очень важно понять, почему у детей и родителей не получается качественно выполнять домашние уроки? Как я убедилась большинство родителей, вопреки мнению учителей, не равнодушны к учебе своего чада, но часто не знают, как ему помочь. Поэтому я бы предложила раз в неделю или две проводить мини-собрания или круглые столы родителей, где бы обсуждались проблемы собственно учебы.

Что мне это даст? Во-первых, можно будет помочь разобраться родителям с их вопросами, а во-вторых, можно будет обратиться к другим учителям с конкретными предложениями по снижению требований.

Дело в том, что требования учителя и так снижают, когда ставят «тройки» вместо «двоек», но это спонтанное снижение требований раздражает учителей и не помогает детям. Но сейчас я не могу предложить учителям-предметникам ничего конкретного, т.к. не понимаю, что собственно вызывает у детей и их родителей такие сложности.

2.Раз у детей пока не получается адекватно реализоваться в учебе, нужно предложить им иные возможности реализации – для поднятия самооценки. Поэтому я хочу предложить всем родственникам, у которых будет на то добрая воля, приходить после уроков к нам в класс как можно чаще и заниматься… да чем угодно: вешать полки, рисовать плакаты, читать книжки – всё на, что хватит их фантазии.

Мои ученики хотят петь, рисовать, танцевать, куда-то ходить, но они пока не могут качественно делать это сами. Им на 4-5 человека нужен один взрослый, иначе начатое дело кончается неудачей и разочарованием.

Некоторые учителя высказывали предложение приглашать родителей сидеть на уроках, вроде как для контроля поведения. Как Вы думаете, это стоящая идея?

С одной стороны, действительно, еще один взрослый человек может помочь в наведении порядке, но готовы ли к этому родители? Не усилит ли это еще больше нервозность детей, да и их родителей?

На что я надеюсь со стороны коллег и администрации? В первую очередь признания того факта, что дети и их родители не просто не хотят, они НЕ МОГУТ справиться с данной ситуацией. Встреча всех заинтересованных лиц с родителями моего класса и по возможности неэмоциональное обсуждение всех имеющихся проблем.

На первых порах, это, наверное, всё. Думаю, что пока лучшее, на что я могу рассчитывать – это на то, что учителя и родители сделают попытку увидеть проблему в другом ракурсе и понять друг друга.
Ответить с цитированием
  #13  
Старый 29.03.2011, 23:31
Аватар для elisey
elisey elisey вне форума ВРАЧ
Заслуженный участник
 
Регистрация: 23.11.2008
Город: Москва
Сообщений: 603
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 263 раз(а) за 169 сообщений
elisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форумеelisey этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Сообщение от irenci Посмотреть сообщение
На что я надеюсь со стороны коллег и администрации? В первую очередь признания того факта, что дети и их родители не просто не хотят, они НЕ МОГУТ справиться с данной ситуацией. Встреча всех заинтересованных лиц с родителями моего класса и по возможности неэмоциональное обсуждение всех имеющихся проблем.
На первых порах, это, наверное, всё. Думаю, что пока лучшее, на что я могу рассчитывать – это на то, что учителя и родители сделают попытку увидеть проблему в другом ракурсе и понять друг друга.
Это как раз и работа для школьной конференции. Здорово, что Вы знакомы с этим видом работы и планируете ее для своего класса. Я бы советовал добиваться ее. мне кажется решение вопроса о привлечении родителей тоже можно вынести на конференцию. То, что они заинтересованы в учебе детей, это хорошо, это может быть важным стимулом для них. Но мне кажется, что просто так привлечь, предложить ходить на уроки будет довольно трудно, они могут теряться, путать собственные цели, лезть туда куда не должны или наоборот - нужное общее решение в рамках одной программы действий.
Расширять общественную жизнь класса, включать в нее родителей - это хорошая идея. Связь ребенка со школой, не только с оценками, но и той жизнью, которая в ней крутится, внеклассной активностью - это мощный защитный фактор от развития девиантного поведения.

Цитата:
Очень важно понять, почему у детей и родителей не получается качественно выполнять домашние уроки?
Вы описываете проблемы в организации собственной деятельности у детей. Понравились ли Вам рекомендации для учителей, на которую я Вам давал ссылку? В принципе можно ознакомить с этими рекомендациями и родителей. Кроме того, в теме откуда есть сообщение, есть рекомендации по воспитанию. Видели ли Вы их?

Идея с частыми обсуждениями, мини собраниями с родителями действительно хороша. Мне кажется, что если предлагать родителями помимо обсуждения еще и какие-то конкретные вещи делать - рекомендации по организации учебного пространства дома, рекомендации по поощрениям дома, рекомендации по организации времени, то им бы еще больше понравилось. Если есть какие-то простые действия, которые можно выполнять, то им будет легче их претворять в жизнь. Подходят ли рекомендации из той темы для этого, для Ваших целей?

Цитата:
Что касается системы поощрений и наказаний. Я никак не могу придумать критерии для нее, которые были бы фактически выполнимы.
Тут я не очень понимаю о чем речь. Что не получается?

Если не получается обсуждать правила на уровне класса, то может быть можно поделиться на группы из 5-6 человек. Важно, что эти правила все таки устанавливаете Вы. Важно, что эти правила в первую очередь касаются довольно простых вещей, например, "оставаться в классе пока идет урок", но принципиально важных, которые создают безопасность.
Ответить с цитированием
  #14  
Старый 30.03.2011, 14:27
irenci irenci вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 25.04.2007
Город: Мытищи
Сообщений: 20
Сказал(а) спасибо: 13
Поблагодарили 3 раз(а) за 3 сообщений
irenci *
Добрый день, Елисей Константинович!
Спасибо за оперативный ответ.

Ну, не знаю, можно ли сказать, что я «знакома» с работой школьной конференции, я читала об этом, но никогда не видела на практике. Пока не знаю, насколько оперативно мне удастся организовать такой вид работы на базе нашей школы, но я буду пытаться.

Да, мне очень понравились эти рекомендации, но для работы в классе они не выполнимы в полном объеме, т.к. у меня спокойных успевающих учеников – 2 человека на класс, а оказать персональное внимание оставшимся 28 я не успеваю. Кое-что я и так интуитивно применяю, остальное постараюсь максимально использовать, насколько это возможно.

Наиболее сложное – это посадить ребенка вдалеке от отвлекающих его мест. У меня 15 парт и 30 человек, которые постоянно друг друга отвлекают. На первых партах сидят дети со слабым зрением, и тут уже ничего не поменяешь.

Кстати, мне кажется, что у детей нет СДВГ, по крайней мере, в медицинских картах такой диагноз не значится. Но все же я думаю, многие из этих рекомендаций родители могли бы использовать хотя бы на начальных этапах для выработки у ребенка правильных навыков при подготовки уроков.

Я уже раздавала «своим» родителям рекомендации о том, как готовить с детьми уроки. Мне лично кажется, что очень толковые рекомендации, но здесь, наверное, нельзя дать ссылку? Но, по-моему, родители затрудняются в их фактическом применении, и мне бы очень хотелось понять почему.

С системой поощрений и наказаний мне кажется важным, чтобы эта система казалось справедливой и детям, чтобы они четко понимали, что они должны делать и были бы с этим согласны. Но это невозможно без совместного установления правил. А правила дети обсуждать отказываются, мотивируя это тем, что «их никто выполнять не будет». Проще говоря, они не верят, что можно добиться порядка не силовыми методами, что кто-то может добровольно что-то делать, а не по принуждению. А если всё равно будет принуждение, то зачем это обсуждать. Я бы сказала, что негласный девиз их: «Заставьте меня, если сможете!»

Сама я, конечно, озвучиваю им постоянно определенный набор правил и уже сама упростила их насколько возможно. Например: перед началом урока нужно достать учебник, тетрадь, дневник и ручку и положить на стол. В итоге каждый урок во время переклички я обхожу класс и повторно прошу 2/3 класса достать всё необходимое.

Мне кажется, что главная моя неудача – это неумение донести до детей, что правила нужны ИМ, что они сделают их жизнь легче.

Если же посмотреть в этом ключе на систему поощрений и наказаний, мне бы хотелось, чтобы дети воспринимали ее как помощь им в достижении каких-то целей, а не как борьбу за абстрактный приз любыми средствами.
Ответить с цитированием
  #15  
Старый 11.04.2011, 02:38
Marriya Marriya вне форума ВРАЧ
Врач-участник форума
 
Регистрация: 10.02.2010
Город: Москва
Сообщений: 9
Сказал(а) спасибо: 2
Поблагодарили 4 раз(а) за 4 сообщений
Marriya *
Здравствуйте, Ирина!
Меня очень затронула поднятая Вами тема, и конечно, Ваше желание помочь детям вызывает восхищение и уважение.
Я не специалист по детской психологии, мне ближе взрослые. Детской интересуюсь только "как мама". После прочтения вашей дискуссии возникло одно пусть маленькое, но конкретное предложение по системе поощрений.
Вы сами писали:
"озвучиваю им постоянно определенный набор правил ... Например: перед началом урока нужно достать учебник, тетрадь, дневник и ручку и положить на стол. В итоге каждый урок во время переклички я обхожу класс и повторно прошу 2/3 класса достать всё необходимое."

А возможно ли во время этой переклички вместо того, чтобы повторно просить, просто всем, кто выполнил эти требования (1/3 учеников получается) давать, или класть на парту маленькое поощрение. Например, маленькая наклеечка, звездочка или другое, что может их заинтересовать. Вы же все равно проверяете готовность по каждой парте.
Как пишут в книгах по детской психологии (не могу сослаться - не помню, если не права - поправьте), хорошо вводить всякие соревновательные моменты. Например, каждый на стене (стенде, газете) будет наклеивать свои звездочки. Или просто собирать. За набранное опред. кол-во (10, 20...) - какой-то более существенный приз.
Хотя мне кажется, что даже без собирания уже на след. уроке будет гораздо больше приготовившихся к уроку. А дальше, когда результаты будут положительные, можно обратить их внимание - что смогли выполнять правила, без принуждения.

если развивать эту тему, можно дальше обсудить возможность "снимать", отбирать звездочки за какие-то проступки - крики, драки.. Назначить "цену" в соответствии со значимостью.
Ответить с цитированием
Ответ



Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 11:59.




Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.