#1
|
|||
|
|||
1,4 мальчик разговаривает жестами
здравствуйте! меня зовут Катя.
я мама чудесного мальчика по имени Саша. родился 8/9 по Апгар, в срок, роды естественные, обход специалистов в 1 год - здоров (только невролог ставила 2 группу), пошел в 11, 5 месяцев. по "дневнику развития" соответствует 6 ступени (или даже 7) по всем пунктам кроме экспрессивной речи. Сашка совсем не стремится повторять слова. вместо этого он активно использует жесты и дошел уже до грамматических конструкций типа: (сашка стоит в коридоре, я дремлю) ты! (указательный жест в мою сторону) открой дверь! (стучит по дверце шкафа) нужен тонометр (оборачивает одну руку другой) и свечка! (изображает как задувает свечу) стоит на окне: ты! (тычет в меня пальцем) меня (тычет в себя) на улицу! (указывает во двор) беспокоит, что сашка уж очень не хочет произносить звуки, если ему трудно/не получается. в год на вопрос "как говорит собачка?", он принес мне электронную игрушку, нажал на соответствующую кнопку и игрушка залаяла. я в замешательстве спросила "а как говорит корова?"- и он нажал на другую кнопку и игрушка замычала. я попыталась применить рекомендации с форума. удалось понять, что сашка не говорил "ав-ав" на собачку, потому что не мог это точно воспроизвести, но "а! а!" он сказать мог, и так у нас появилось слово, обозначающее собаку. аналогично с коровой "му!" заменили на "мммм!". также я добавила слово для воды "па-па-па!" - били ладонями по воде, брызгались и папапакали, когда сашка принимал ванну. если есть неречевой способ донести до собеседника информацию, сашка очень активно использует его. и выходит что он слабо тренирует свои и без того не очень хорошие речевые способности (у него почти отсутствовал этап активного лепета). сейчас из гласных он говорит только "а", "э", сочетание с согласными "ма", "па", "ба", "дя"(тя), редко глухой нечистый "к"/"г" в сочетаниях "тькать-тькать" и "тькля-тькля" (кря-кря), "ко-ко". я вою волком "уууу!", так, что собака откликается, и удивляюсь "оооо!" по любому поводу, но мне не удается добиться одиночного "у" и "о". он даже губы не пытается в трубочку вытянуть. я пробовала игру в повторялки (рекомендованную Полиной Львовной)- он довольно редко пытается повторять слоги/звуки за мной, причем только те, которыми уже владеет, как я ни пыталась его увлечь (а я очень старалась - и прыгала и строила гримасы). кажется, для него звук должен быть четко связан с понятием или ситуацией. 2ой месяц играем в кукольный театр (спасибо за рекомендацию, нам обоим очень нравится!) ряба-репка, теремок, колобок. начал подавать реплики, научился говорить ко-ко для курочки и яйца, ам! для лисы. остальное показывает жестами: плач, стук, утешение, разбивание яйца, падение домика и прочее. жесты сопровождаются мычанием. еще я пробовала подобие артикуляционной гимнастики (нашла в сети): тренируется произнесение слов из 1 буквы. например, мама птичка кормит птенчиков в гнезде, те широко открывают рот "А-А-А", на приеме у доктора (Сашка любит "лечить") больной открывает рот "Ааа". А повторяет под настроение, О уже никак. у него нет этого открытого звука. ("коко" произносит смазанно) тренировались задувать свечку. теперь умеет дуть и появился звук "дуть", "свечка" спрашиваю его "что делает (делают этим)?", отвечает жестом. например, на вопрос про крем, трет попу - мажут! как помочь сашке освоить трудные звуки? как добавить к жестам разные звуки ? я сама показываю, например, молоток, изображаю жест и говорю: "молоток, тук-тук". а сашка изображает стук и мычит, а хотелось бы услышать хотя бы "ть!" если он не может точно воспроизвести слово, он отказывается его говорить. можно ли упрощать за него? (я имею в виду упрощать даже "нянькин язык", например, иногда говорить "и!" вместо иди) я заметила, он вообще не часто рот широко открывает, но про уздечку стоматолог ничего не сказала. твердую пищу ест, откусывает и жует. 8 зубов. до сих пор на ГВ. когда "читает" один, активно жестикулирует и издает звуки - может, это тренировка? приведу его словарь (те слова, что из звуков, жестов много - я насчитала около 15): мама -мама дятть-деда, дед из сказки па-па-па вода ко-ко курица, яйцо тькля-тькля утка, кря-кря брьь - машинка, машинка едет ням ням, чвакает - еда, есть, дать есть балям-балям языком - вода, дать пить, киса/собака пьет/ест на-ня, ня-ня - надо, дать предмет ныыы - не надо, не хочу а-а-а, ав-ав(редко) - собака на! ня-ня! разговор по телефону, приложив к уху няя/мяяя кошка, кошка говорит цок цок -лошадка, часы, ножницы эээ - мишка ммммм! корова абу! арбуз хы-хы-хы - титя оч. редко: пи пи мышка зя - заяц |