#1
|
|||
|
|||
Вырастить детей без папы
Уважаемые специалисты!
Так получилось, что мы с малышами остались без папы, он попал в больницу 27.02.2009, когда старшей было 2,5 года, а младшему 8 месяцев, проболел тяжело 9 месяцев, в тяжелом состоянии провел несколько месяцев дома, умер 12.11.2009. Старшей дочке, Вере, сейчас почти четыре, она к папе была очень привязана, часто вспоминает его. Будучи с рождения гипервозбудимым ребенком (слова педиатра), сейчас очень вспыльчива, местами истерична. С одной стороны хочет поскорей вырасти, говорит всем, что ей 10 лет , все схватывает на лету, любит детский сад, завела друзей. С другой стороны - дома не пускает меня даже в другую комнату, кричит и ломится в двери, с рождения ревновала к брату, сейчас вырывает у него из рук все игрушки, если останавливать - бьется в неутешаемой истерике, его нельзя обнять, с ним нельзя посмотреть книжку в ее присутствии - смотреть вместе недостаточно, она его отпихивает. О папе говорит все больше, поет песни о "папе улетевшем на луну", говорит, что она плачет и папа тоже плачет потому, что не может больше с ней играть. Сыну, мне кажется, расти рядом с ней непросто. Мне кажется, что он ее обожает, подражает ей, но в то же время побаивается. Родился он хорошо, в первые месяцы хорошо рос и питался (ГВ), но вскоре начал плавно сбавлять по кривой веса, уже в 6 мес с 50-го сполз на 3 -й центиль, где-то там и обретается по сей день. В росте начал слегка замедляться с года, сейчас с января не прибавляет в весе и с апреля в росте. Всегда быстро насыщался птичьими порциями и часто отказывался от еды. С трех месяцев педиатр отмечала сначала гипер, потом гипотонус, в 8,5 месяцев поставила ЗПМР и гипосомию. Муж тогда был в больнице всего лишь неделю, до этого атмосфера в семье была вполне спокойной. Сейчас мы уже несколько месяцев посещаем поселковый отдел Службы раннего развития, после знакомства нас записали на физиотерапию и периодически встречаемся с детским психоневрологом. Её мнение - физических проблем нет, у сына эмоциональные нарушения с "дезорганизацией", ему будет лучше в яслях, а мне пока лучше заняться собой, походить к психологу. Сын действительно крайне избирателен в общении, есть люди, в присутствии которых он с первого взгляда зажимается, не позволяет к себе притрагиваться, начинает бессистемно бегать по комнате, пытается из нее выйти, прячет глаза. А с некоторыми людьми и в некоторых ситуациях раскован и мило улыбается, особенно с детьми. Физиотерапистка очень хорошая и искренне привязалась к нему, но тем не менее приходится его заманивать в кабинет игрушками по 10-20 минут, он прячется за своим любимым креслом в прихожей. Позволил ей себя взять на руки после 2-х месяцев регулярных встреч. Два опытных врача крупных больниц, осмотревшие его, подозревают синдромное заболевание, соответствующие анализы проводим. Меня лично всегда беспокоили прежде всего проблемы с питанием и немного крупная моторика и сейчас неважное освоение речи. Здесь моя тема Психоневролог же Службы раннего развития, наблюдающая его, боюсь, подозревает у меня какой-нибудь синдром Мюнхгаузена или что-то близкое Во всяком случае, сказала что то, что мой младший брат имеет ДЦП для нее очень проясняет ситуацию и что я могу переносить на дочку какие-то свои детские воспоминания . Цитата:
Конечно эти слова психоневролога о том, что все проблемы сына порождены стрессом и травмой и что я ему сейчас не помощник - дали мне чувство растерянности и неуверенности в себе, я ведь очень старалась оберечь детей от стресса и начать строить нашу семью "на троих", книжки умные читала, советов спрашивала... Чувствовала себя повзрослевшей и помудревшей, справляющейся. Снижение/отсутствие аппетита у сына было практически всегда, где-то с 2-х месяцев от роду, мне трудно это с чем-либо связать. Не думаю, что мое беспокойство безосновательно. И мне его отказ от еды не кажется протестом, как предположили в службе раннего развития. Получилось длинно, но хотела все как можно полнее описать. |
#2
|
||||
|
||||
Какой помощи хотите от специалистов этого раздела?
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
#3
|
|||
|
|||
На самом деле я детей своих и заводила и растила при участии и с помощью РМС , поэтому форум для меня очень много значит. У меня много вопросов, но я сдерживаюсь
Мне кажется ( но я не врач и не психолог ) , что у сына есть какое-то физическое недомогание, которое его ослабляет и тормозит его развитие. Эмоциональные проблемы, конечно, тоже есть, сейчас все переплелось и я очень надеюсь немного в них разобраться с вашей помощью. Самое главное - как помочь сыну, могу ли я ему помочь? Надеюсь, что да. 1. Нужно ли действительно отдавать его в ясли (решать нужно до осени) , учитывая, что я дома и по утрам дочка будет ходить в сад, т.е. я надеялась многое с ним восполнить эмоционально и развитием позаниматься . Мне кажется, что ему рано, но вот настойчивость психолога меня смущает. 2. Допустим, у сына есть "дезорганизация" ( что это?) и аутистические черты . Моя роль как родителя - я могу ежедневно как-то ему помогать, например, учитывая эти его особенности , как-то помочь ему расти? Здесь , насколько я вижу, активная роль родителей не предусматривается, даже на физиотерапию в 2 года он должен научиться ходить сам. 3. Как ввести в какие-то рамки дочку, освободив и сыну немного жизненного пространства и в то же время дать ей чувство крепкой земли под ногами. Её темпераментность меня иногда пугает, я уже не справляюсь, а ведь ей еще не исполнилось четырёх... И я более чем уверена, что частично проблемы сына, его страхи и "заторможенность", "затаенность" зависят от ее слишком бурного поведения и ревности. 4. Как лучше поддерживать в детях образ отца, чтобы он стал для них источником силы и позитивных эмоций? Все темы на форуме читала, фотографию папы с ними обоими поставила, он на нас целый день смотрит, дочка ему цветочки рвет и кладет. Сама не форсирую, но когда она о нем говорит, стараюсь поддержать, разделить ее чувства, дать им название, говорю правду - "да, его нет потому, что сильно заболел, так получилось, мне тоже его не хватает, теперь мы будем о нем вспоминать и думать, а сейчас пойдем займёмся"... где-то так у меня получается. Правильно? Дочка сейчас начала создавать себе воспоминания - папа это делал так, папа со мной делал то-то и то-то, я тоже иногда ей рассказываю о нем - что ему нравилось, что он любил, как он ее любил. Это правильно или я перебираю? А что сыну рассказывать - он ведь ничего не помнит, у него отца как бы и не было... 5. Как понять, есть ли у меня действительно какие-то проблемы, могу я быть сейчас источником напряжения для детей? Очень меня смутили предположения психолога. Мне кажется, что она совсем меня не знает, но , возможно, профессионалу со стороны видней Вот какой у меня сумбур в голове, а момент такой деликатный... |
#4
|
|||||||
|
|||||||
Цитата:
Свое мнение по поводу яслей для сына я уже обозначала. Мне трудно сказать что-то более подробно, не видя ребенка. К тому же мне совсем для меня понятна причина настойчивости психолога в этом вопросе. Как она это сама Вам объясняла? Цитата:
По поводу роли родителя в работе с ребенком с аутизмом может коллеги подскажут, так как я сама с такими детьми не работала. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Пройдите, пожалуйста, тесты вот по этим ссылкам [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] Результаты выложите здесь
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#5
|
|||
|
|||
Елизавета Юрьевна здравствуйте!
Цитата:
Мы живем в сельской местности, дом с садом - действительно, все социальное общение сводится к поездкам в магазин и встречам с моими друзьями ( не все с детьми ) . Режим у нас хороший. Ест сын вместе с сестрой, у нее аппетит отменный, поскольку сын во всем ей подражает, то мог бы и за столом подражать, но этого не происходит. Цитата:
A multi-centric case-control study of 52 dissociative patients and 146 psychiatric nondissociative controls conducted by an Italian Group for the Study of Dissociation (Pasquini et al., 2002) also lent support to Liotti’s hypothesis. Traumatic losses and severe traumatic events in the life of the dissociative patients’ mothers that took place in the interval of two years before to two years after the patients’ birth proved to be a significant risk factor for the development of dissociative disorders. Since the traumas/losses in the life of the patients’ primary caregivers, being likely still unresolved, exerted their effects in the period when the patients’ early attachments were shaped, a legitimate interpretation of Pasquini et al.’s finding is that early disorganized attachment is the mediator of this risk factor.The presence of traumas/losses in the life of the patients’ mothers around the time of the birth of the patient is also a risk factor for Borderline Personality Disorder (BPD: Liotti et al., 2000). Since it is commonly held that the developmental psychopathology of BPD often implies both traumas and dissociation, the latter finding is compatible with the hypothesis that early attachment disorganization increases, throughout development, the general propensity toward dissociation. [/size] Я 25.08 получше расспрошу. Тесты прошла: Уровень депрессии по шкале Бека (в баллах) - 8. Отсутствие или минимально выраженная депрессия. Живите спокойно. Госпитальная шкала для самооценки тяжести депрессии и тревоги Интерпретация результатов: Значительно выраженная тревога. Отсутствие депрессии. Вы нуждаетесь в консультации врача и лечении! Шкала эмоциональной возбудимости Результаты обработки теста : Эмоциональная возбудимость (в стенах): 5 Интерпретация результатов: Полученные баллы свидетельствуют о средней выраженности эмоциональной возбудимости. Скорее всего Вам не стоит беспокоится, но, может быть, есть повод проконсультироваться у специалиста. Алекситимия: 66 Интерпретация результатов: Уровень алекситимии пограничный. Существует вероятность развития психосоматических расстройств. Повод обратиться к специалисту. Результаты обработки теста для: kat -------------------------------------------------------------------------------- Ложь: 1 Аггравация: 3 Экстраверсия: 2 Спонтанность: 1 Агрессивность: 2 Ригидность: 5 Интроверсия: 8 Сензитивность: 8 Тревожность: 7 Лабильность: 4 -------------------------------------------------------------------------------- Интерпретация результатов: У Вас имеется достаточно выраженное заострение определенных черт характера, что приводит к психологическому дискомфорту и психической дезадаптации. Рекомендуется консультация специалиста. |
#6
|
||||
|
||||
Цитата:
Дело в том, что трудно дать взвешенную рекомендацию в этом случае, не видя ребенка. С этой позиции врачу на очном приеме конечно же виднее. Просто при работе с детским горем принято рекомендовать избегать ненужных разлук и не отступать от заведенного порядка. Поговорите об этом со своим врачом. Цитата:
По поводу дочери: ее агрессия по отношению к брату также может быть обусловлена не столько детской ревность, скольку тревогой и переживанием чувства утраты в связи со смертью отца (т.е. она стремится быть ближе к Вам в прямом смысле этого слова, так как боится Вас потерять). Цитата:
Цитата:
И все же тревога значительно выражена. Мне бы порекомендовала Вам воспользоваться советом Вашего врача и обратиться к психологу очно. Если у Вас есть какие-то конкретные вопросы по результатам - пишите.
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#7
|
||||
|
||||
Катя, чтобы не ходить вокруг да около, давайте акцентируем внимание вот на чем: с психоневрологом следует прояснить детально причины ее настаивания на яслях. Важно уточнить работала ли она когда-либо с детьми, переживающими горе, потерю. Если нет, попросите ее порекомендовать специалиста или организацию, которые специализируются на подобных проблемах.
То, что психоневролог видит источником соматических проблем сына его эмоциональное состояние, еще никак не проясняет причин этого состояния. Если причина этого состояния - переживаемая потеря, то я бы не рекомендовала ясли, если ребенок не посещал их до смерти отца. Если нет - то причины состояния надо прояснять, а уж потом принимать решение. По поводу дочери буду еще думать, посмотрю литературу. Еще раз перечитайте памятку для родителей горюющего ребенка по ссылке выше. Пробовали ли Вы что-то применить из данных рекомендаций?
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
|
#8
|
|||
|
|||
Цитата:
Цитата:
Возможно, ее травмировала сама его болезнь - муж все 9 месяцев был парализован почти полностью, не говорил, иногда испытывал боли, я все равно возила детей в больницу, когда разрешали, на лето забрала его домой и дочка все видела, проводила все время на его постели. Они улыбались друг другу. Я детей к мужу пускала - он был счастлив их видеть, а дочка носила ему свои игрушки, клала печенье на подушку - ухаживала. И попрощались они - муж уже был почти в коме, но когда я привезла на пять минут дочку, он открыл глаза и с трудом но сконцентрировал взгляд на ней. Я ей тогда объяснила, что папа очень тяжело болен и врачи не могут ему помочь. Потом сказала ей , что папа умер и больше не вернется, она несколько дней настаивала, что он еще в больнице и врачи его вылечат, что она сама ему отнесет лекарства, потом приняла мысль о том, что он не вернется. О смерти говорим, сейчас лето - дочка часто обращает внимание на насекомых, цветы , говорит, что они умерли. Спрашивает, не умру ли я. Т.е. я ей рассказала о смерти на примере конкретного кузнечика в начале лета, мне кажется, что она немного болезненно это понятие восприняла. Находит мертвых жучков и кричит:"бедненькие, они умерли! они больше не могут играть!" Возможно, она сама боится смерти? |
#9
|
||||
|
||||
Цитата:
В буклете для родных и близких ребенка о детском горе психологов Атле Дюрегров и Элен Хордвик даны следующие рекомендации: "Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные реакции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, проблемы со сном, чувство беспомощности и опасности, иногда депрессия и сильное ощущение опасности и беспомощности, иногда депрессия и сильное ощущение пустоты и оставленности. (выделено мной) ... Детские реакции на горе. Тревожность. Смерть легко вызывает страх, что произойдет еще одна катастрофа. Это чувство может возникнуть как у детей, так и у родителей. Дети боятся, что что-нибудь может случиться с родителями или тем родителем, который остался жив. Они также могут испытывать страх, что сами умрут. Если ребенок очень тревожный, у него в результате постоянной бдительности и напряжения могут возникнуть боли в животе, плечах, шее, голове. Маленькие дети могут постоянно прижиматься к родителям, страшась быть разлученными с ними. Они не отпускают их ни на минуту. Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания. В первое время после смертного случая надо проследить, не замыкается ли ребенок в себе. Если к тому же ухудшаются результаты в школе, есть причина, чтобы обратиться к специалисту. Печаль, тоска. Горе не измеряется слезами, и дети тоскуют не так долго, как взрослые. Но они могут продолжать думать о мертвом, чувствовать печаль. Дети скучают, и у ребенка может возникнуть желание вернуться в те места, где они были с умершим, нюхать его одежду, смотреть фотографии, видеофильмы. Вина. (от меня - чаще у детей более старшего возраста) Гнев. Гнев может быть направлен на что-то конкретное или определенного человека. В других случаях ребенок настолько потерян, что становится тревожным, бессильным и раздражительным. Также он может вести себя деструктивно. Реакция родителей. Детская реакция на смерть отражает не только их собственное горе и тоску, но также и реакцию родителя(ей). Ребенок чувствует себя лучше, когда родители пытаются описать свои чувства. Тогда ему легче понять реакцию родителя, легче объяснить и показать свои чувства и мысли. (выделено мной)"
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#10
|
||||
|
||||
(продолжение)
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ - Давайте конкретную информацию Важно избегать метафор вроде "умерший спит" или "он ушел, уехал в путешествие", так как дети склонны понимать все буквально. Дети, как и взрослые, нуждаются в понимании реальности смерти. Этот процесс происходит постепенно, поэтому говорить о том, что произошло, необходимо постоянно. - Избегайте ненужных разлук. Разлука с родителями (родителем) может усилить беспокойство детей, что они также исчезнут. Дети испытывают сильную потребность в близости с родителями, особенно в первое время после смертельного случая. - Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и похоронах. Встреча с умершим делает нереальное реальным и к тому же уменьшает риск возникновения мучительных фантазий у ребенка на тему смерти. Однако очень важно его хорошо подготовить, а во время церемонии не оставлять одного, рассказывать, что происходит во время церемонии и после нее. Тем не менее хочется подчеркнуть, что родители должны прислушиваться к своим чувствам. Если Вы не можете взять с собой детей, не делайте этого. ПЕРЕРАБОТКА ДЕТЬМИ СМЕРТНОГО СЛУЧАЯ. Дети испытывают сильную потребность вспоминать умершего, одновременно осмысливая случившееся. При этом они могут делать это по-разному: - смотреть на фотографию умершего; - посещать могилу; - задавать конкретные вопросы взрослым (например," а лежать в земле холодно?"); - играть, чтобы лучше понять. Если поведение ребенка сильно меняется или если сильные эмоции не теряют интенсивности в течение длительного времени, то необходимо обратиться за профессиональной помощью. Это может помочь ребенку преодолеть горе: - Говорите открыто и честно. - Избегайте неясностей, абстрактности. - Помогите ребенку понять, что происходит. - Сделайте потерю реально ощутимой (не скрывайте своих чувств, вспоминайте усопшего, позволяйте свободно выражать печаль и тоску). - Не отступайте от заведенного порядка.
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#11
|
||||
|
||||
Цитата:
Некоторые аспекты, которые важно было бы затронуть, я уже указала чуть выше. Может мы с Вами могли бы сформулировать те вопросы, которые Вам бы хотелось задать?
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#12
|
||||
|
||||
Все, о чем Вы пишите, может иметь место (в том числе и манипулирование Вами со стороны дочери). Вы - тоже живой человек, и тоже переживаете горе. Возможно некоторые свои переживания Вы переносите на дочь (т.е. приписываете ей то, что происходит с Вами).
В любом случае посещение психолога именно Вами - это хороша идея. И лучше всего начинать с понимания себя, а вместе с этим пониманием придет и понимание дочери.
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#13
|
|||
|
|||
Цитата:
Означает ли это то, что я могу, сама того не осознавая, быть источником стресса для детей? Это самый главный вопрос - я спрашивала у матери и у знакомой, которые проводят с нами много времени - они считают, что я в порядке ( люди достаточно умные и наблюдательные, но не психологи, конечно ). Меня это подозрение просто выбивает из колеи Цитата:
Именно посещение психолога мне крайне сложно организовать, как Вы думаете - заочные собеседования ( skype, е-mail) с профессионалами РМС подойдут? |
#14
|
||||
|
||||
Цитата:
На мой взгляд Вы отлично справляетесь в соответствии с теми внутренними ресурсами, которые у Вас сейчас имеются. В тоже время с точки зрения организации семейной иерархии подстраиваться под дочь все таки неправильно. Это скорее она нуждается в том, чтобы опираться и ориентироваться на Вас, как на более сильного и "большого" члена семьи. Именно поэтому важно сейчас подпитать себя, свои внутренние ресурсы психотерапевтическими средствами. Цитата:
И стиль Вашего общения очень подходящий К консультантам Вы можете обратиться в раздел Психотерапии. Пройдите психологическое тестирование, чтобы специалистам было проще начать работу с Вами.
__________________
С уважением, Елизавета Дунаева - Ваш психолог в Солигорске www.dunaeva.club |
#15
|
|||
|
|||
Цитата:
Дело в том, что я с дочерью не совсем справляюсь - понимаю необходимость иерархии, стараюсь быть твердой, когда это необходимо, но она начинает биться в диких бесконечных истериках с швыряниями, криками "глупая мама, я тебя посажу в клетку" и.т.п. (таких фраз не от меня точно набралась, возможно, в саду) и не успокаивается! Отсылать в свою комнату - дверь выломает т.к. ужасно боится быть одна. Один раз попробовала не реагировать - она абсолютно не успокаивалась, сын очень напугался - она оглушительно кричит и рыдает.. Если быть совсем строгой - она пугается, когда я один раз попробовала быть "рассерженной и холодной" - стала кричать, что боится, что я выгоню ее из дома, стала целовать мне ноги. Я сама перепугалась.. У нее очень большая амплитуда эмоций с быстрой сменой и она постоянно "резонирует", мы с сыном поспокойнее будем.. Я стараюсь всегда все ей объяснять и заранее последовательно оговаривать какие-то правила, в некоторых случаях она принимает их с удовольствием и все хорошо, но если они ей не подходят - делает по-своему . В Службе развития я говорила, что мне кажется, что психологические проблемы сына отчасти могут быть вызваны таким вот мощным присутствием сестры, просила их хоть полчаса посмотреть на детей вместе, оценить механизмы их взаимодействия. Но не заинтересовались - возможно, в их видении я просто валю с больной ( моей ) головы на здоровую? |