#1
|
||||
|
||||
По чертам лица узнать характер - миф?
Уважаемые коллеги!
Есть у меня любопытная тема (то есть, мне она кажется любопытной). Для затравки - маленькая статья. С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим. Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность. Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменятся, у других к восемнадцати изменения уже закончены. (с) и так далее. Вот мне интересно, как вы считаете, есть что-то рациональное в изучении статики лица? Со времен Гиппократа и Э.Кречмера (времена, конечно, разные, но тем не менее - работа Кречмера "Строение тела и характер" считается классической, ну а тов. Гиппократ вообще описательно - наблюдательной мудростью славен, в основном) статика тела изучается близко к науке о психике, и некоторые общие взаимосвязи и предрасположенности в той или иной степени очерчены. А что с лицом? Какие будут мнения? Может информация какая найдется...
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#2
|
||||
|
||||
Цитата:
|
#3
|
|||
|
|||
Хорошая тема...
Не раз в жизни замечал, что иногда взглянув на человека угадывается его характер, или как минимум какие-то особенности поведения. Но иногда "попадание" прямо противоположное Вот, в связи с этой темой немного побороздил просторы и-нета (поверхностно) Есть даже программа, по фотороботу дающая заключение о характере - Digital Physiognomy называется. Вот ещё встретил упоминание о программе, созданной американскими учёными, которая по фотографии лица диагностирует заболевания ЦНС с точностью около76% Лицо при этом делится на 48 точек и прога анализирует их расположение и расстояния между ними. Всего пара разных ссылок - ничего конкретного не нашёл... Многократно упоминаемый в популярных статьях о физиогномике атлас Пирогова "Лицо больного" только в них, пожалуй, и встречается... Со "школы" помню, что якобы Захарьин мог по внешнему виду больного ставить точные диагнозы... И пожалуй мало кто будет спорить, что длительно текущие заболевания оставляют свой след на психике и характере человека, что, в свою очередь отражается в мимике, в походке, в особенности выполнения определённых движений... Следовательно, проявления психологических и физиологических особенностей человека "на лице" скорее имеет место быть... большое имхо |
#4
|
||||
|
||||
Я помню документальный фильм. Фотографию одного и того же человека показывали разным аудиториям (по-моему были студенты-психологи) и говорили одним, что это ученый-физик, а другим - что это вор-рецидивист, и просили описать и прокомментировать черты лица. Oдни и те же черты лица описывались по-разному в зависимости от того, кем считали этого человека студенты.
|
#5
|
|||
|
|||
Цитата:
Бедные невропатологи... |
#6
|
||||
|
||||
Помнится, и доктор Боткин славился умением быстро ставить диагнозы...
Уважаемая Яна! Вынутая Вами цитата, конечно, относится скорее к привычной мимике, но привычная мимика, по мысли автора (мне показалось) и влияет на статичное выражение лица... Если можно так выразиться - "застывшая черта"... Сколько раз себя ловила на том, что если, отключив собственные "внутренности" просто воспроизвести статичное выражение лица какого-то человека, начинаешь понимать его эмоции... Ну а что говорить о технике присоединения, используемой в психотерапии?!? Присоединение по позе, выражению лица... И в результате - чувство взаимопонимания. Может я и ошибаюсь, но не это ли К.Ясперс в свое время назвал "феномен"? Сумбурно получилось, но насколько верно, что характер по большей части - это набор привычных способов реагирования, а следовательно - эмоций? А если принять, что это допущение верно, тогда отражение привычных эмоций на лице в статике - отражение характера?
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#7
|
||||
|
||||
Я не очень понимаю, что такое отражение привычных эмоций в статике. Всех сразу? Один и тот же человек может настолько по-разному выглядеть в разных ситуациях. Мне кажется, это все надумано. Но это оочень большое имхо.
|
|
#8
|
||||
|
||||
М... попробую точнее выразиться. Вот в спокойном состоянии, когда человека никто не трогает, какое у него выражение лица? Попробуйте покоситься на коллегу, молча сидящего и обдумывающего чего-нибудь... И воспроизвести его выражение лица. Так же опустить (поднять) уголки рта, также прищуриться, также нахмуриться... Эмоциональный фон точно получится. Эмоция она не одна, ее "много"... А в ситуации стресса какое у него выражение лица? Испуганное? Напряженное? А подбородок не выдвинут вперед (драться не собирается)? А если такое выражение лица вне стресса, тогда что? С кем человек драться собирается, когда его никто не трогает... Но это так... попытка рассуждать.
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#9
|
||||
|
||||
Цитата:
|
#10
|
|||
|
|||
кое-что по теме:
[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] "... Второй вывод, которые смогли сделать ученые-психологи из университета Регенсбурга, - существует стереотип восприятия красивого человека. На завершающем этапе эксперимента подопытных персон попросили оценить характер людей, чьи лица были признаны красивыми и, наоборот, отталкивающими. Чем эффектнее оказывалось лицо, тем успешнее, благополучнее, приятнее, одухотвореннее, интеллигентнее, прилежнее считался его обладатель. Красивым людям приписывают большой творческий потенциал, трогательность, способность позитивно влиять на окружающих. Обладателям менее симпатичных или вовсе некрасивых лиц при исключительно визуальном контакте отказывают в этих положительных качествах, их классифицируют как людей недовольных, заносчивых, глупых или уставших от жизни..." |
#11
|
||||
|
||||
Осталось пофлудить на тему красоты... Кстати, интересно, зачем люди придумали красоту? Природа без человека ее не знает.
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#12
|
|||
|
|||
Насчет красоты... интересный вопрос. Вряд ли кто-то специально ее придумывал. Человеку что-то нравится, вызывает у него какие-то положительные эмоции, радость... и он назвал это красивым. Теперь осталось ответить на вопрос - почему человеку вообще что-то нравится? Хотя на эту тему уже столько всего написано...
Ну а по поводу определения характера по лицу... подкину еще одну ссылку: [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] там рассказывается еще об одном методе психодиагностики. |