Показать сообщение отдельно
  #123  
Старый 02.11.2007, 12:45
Наталья П. Наталья П. вне форума
Почетный участник форума
      
 
Регистрация: 16.11.2004
Город: нет
Сообщений: 13,066
Поблагодарили 1,101 раз(а) за 845 сообщений
Наталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форумеНаталья П. этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
"Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 7

Вопрос:
Если ограничения по размерам выплат по больничному листу, включая пособие по беременности и родам, отменены Конституционным Судом, в каком порядке теперь оплачивается больничный лист?

Ответ:
Постановлением КС РФ N 4-П <*> было принято решение по жалобе гражданки Т.А.Баныкиной о нарушении ее конституционных прав положением ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ <**>, устанавливающей максимальный размер пособия по беременности и родам. Данная норма ежегодно воспроизводилась в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования, при этом размер пособия составлял в 2002-2004 финансовых годах 11700 руб., в 2005 г. - 12480 руб., в 2006 г. - 15000 руб. В 2007 г. он установлен в размере 16125 руб. (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 234-ФЗ <***>).

--------------------------------

<*> Постановление КС РФ от 22.03.2007 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой ст. 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А.Баныкиной".

<**> Федеральный закон от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".

<***> Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".


Конституционный суд признал норму о максимальном размере пособия по беременности и родам не соответствующей Конституции РФ, а именно ее ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 38 (ч. 1), 39 (ч. 2), 41 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой данной нормой (в системе действующего правового регулирования) несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, средний заработок которых превышает предусмотренную в ней предельную сумму.

Однако в соответствии с указанным постановлением КС РФ данная норма утрачивает силу лишь по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего постановления (то есть с 23.09.2007). Федеральному Собранию РФ предписано в течение шестимесячного срока внести в действующее законодательство изменения и определить порядок выплаты пособия по беременности и родам. При этом суд предписал федеральному законодателю исходя из требований Конституции РФ и с учетом Постановления N 4-П внести изменения в действующее законодательство, чтобы обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в Фонд социального страхования, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и страховым обеспечением, что позволило бы максимально компенсировать им утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок, на основе которого исчислялись платежи в ФСС.

Также суд указал, что дело заявительницы подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Таким образом, в настоящее время сохраняется ограничение в максимальном размере пособия по беременности и родам - 16125 руб. И только с 23.09.2007 оно утрачивает силу.

Принимая решение, Конституционный суд указал, что максимальный размер пособия по беременности и родам не может определяться без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи, а также без учета ее особого предназначения.

При определении налоговой базы по ЕСН учитываются не только заработок как таковой, но и в определенной мере совокупный уровень материальной обеспеченности работника. Вводя в шкалу налогообложения указанные параметры налоговой базы, федеральный законодатель действовал на основе принципа справедливости, требующего, чтобы законодательное регулирование налогообложения строилось на объективных критериях разграничения невысоких и средних доходов и доходов высоких и сверхвысоких. При этом, преследуя фискальные цели, такие как повышение собираемости налогов, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, предотвращение уклонения от уплаты налогов, он исходил из презумпции реалистичности определяемых на их основе выплат в пользу наемных работников и адекватности целям наполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Такой подход к определению налоговой базы по ЕСН, в зависимости от величины которой устанавливаются налоговые ставки, может, по мнению КС РФ, использоваться и при определении критериев установления конституционно оправданного максимального размера пособия по беременности и родам, выплачиваемого из средств ФСС.

Конституционность ограничения пособия по временной нетрудоспособности судом не рассматривалась, поэтому в этой части ограничение сохраняет свою силу.

В то же время возможно обращение граждан в Конституционный суд и по поводу законности ограничения пособия по временной нетрудоспособности. Более того, возможно, что законодатель, принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ N 4-П в части ограничения размеров пособия по беременности и родам, подкорректирует ограничения и в части этих выплат.

К.н.э., директор Нижегородского
центра экономики образования
А.ВИФЛЕЕМСКИЙ
22.06.2007
Ответить с цитированием