В целом тут предпринята попытка в небольшой статье поднять целый пласт проблем, я на такое разом не способна. Поэтому буду дробить на максимально неделимые части. При этом я честно буду пытаться перевести эти зубодробительные дебри на человеческий русский йезыг, надеюсь, коллеги помогут не переврать в попытках заменить слова друг другом.
Начну с того, что юристы называют техническими вопросами.
В статье на этот счет имеется ошибка, которую необходимо исправить. Вот она:
Цитата:
Важно! Стандарты разрабатывались с целью их повсеместного внедрения, однако, имея форму приказов Минздравсоцразвития, не были зарегистрированы в Министерстве Юстиции, что придавало им рекомендательных характер и в итоге не привело к реализации данного проекта.
|
На самом деле ситуация обстоит следующим образом.
Акты федеральных органов исполнительной власти (а министерство здравоохранения во всех своих ипостасях именно таким органом и является) могут быть нормативно - правовыми и, извините, не нормативными. Не в смысле "матерными", а в смысле "не изменяющими правовых норм". Точное определение нормативного правового акта следующее:
Цитата:
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение
|
Источник этого шедеврального по своей сути определения - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Обратите внимание на ключевое во всех смыслах словосочетание - правовая норма. В теории государства и права под нормой права понимается правило поведения. То есть, иными словами, государство, издавая правовые нормы, регулирует поведение своих граждан. И гарантирует обеспечение своими средствами именно такого способа взаимоотношений между гражданами.
При этом если речь идет о правилах рационального с точки зрения государства обращения с различными материальными штуковинами (будь то орудия труда, механизмы, всякие предметы быта, техника и пр.) - то говорят о технических нормах, а не о правовых. То есть ГОСТы, СНиПы, стандарты, ТУ, правила эксплуатации - нормы технические, но не правовые.
Поэтому критически важным становится следующее:
Цитата:
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
|
Источник: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
(ред. от 25.06.2012) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
По-видимому, этого оказалось недостаточно (что и понятно, поскольку для понимания текст труден). Поэтому на свет появились разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации вначале в виде приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. N 217, а затем в новой редакции - от 04.05.2007 N 88 (действующая редакция содержит изменения от 26.05.2009).
В данных разъяснениях уже однозначно написано, что:
Цитата:
15. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты;
- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
- действие которых исчерпывается однократным применением;
- срок действия которых истек;
- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;
д) акты рекомендательного характера;
е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок;
размер резервных требований;
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
прямые количественные ограничения;
правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
|
Таким образом, надеюсь, наконец стало ясно, что рекомендательный характер и Минюст РФ в российской правовой системе это вещи несовместные, как гений и злодейство. И если злодейские гении бывают хотя бы теоретически, то Минюст РФ имеет отношение только к вступлению в силу НПА, но никак не к обязательности их действия.
Поэтому данный пассаж лично я из статьи убрала бы вообще.
Перерыв на обед, плавно переходящий в ужин. О том, как на самом деле работает система стандартов в РФ и что мешает ее нормальному внедрению, поговорим на сытый желудок.