PDA

Просмотр полной версии : Девочка 3г.3м. не говорит. Сложный случай


CANCAN
14.12.2007, 09:52
Здравствуйте, Полина! Сложным наш случай назвала врач. Очень прошу помочь советом.

Моя дочь в 3года и 3мес. говорит только отдельные слоги и звукоподражания, в основном обходится криками типа "ИИИ", "ЭЭЭ", сопровождаемыми указательными движениями или ведением нас за руку к месту, где ей что-то надо.

Извините,что напишу много. Надеюсь это поможет составить картину.

Подробнее, что она может говорить: иногда зовет нас МА, ПА, БА (к бабушке), в основном правильно, но иногда и путает. Очень часто зовет все-таки криком ИИИ. Если задаешь ей вопрос, требующий ответа Да/Нет и подсказываешь вопросительно "Да?", говорит Да, но часто при этом теряет "Д", получается А или АЙ. Если не подсказываешь, то да и нет иногда могут звучать примерно одинкаово (Э), но часто можно догадаться по интонации. Из слов это практически все. Почему то у нее хорошо получается звукоподражание, как лает собака "АВ-АВ-АВ", в нем она никогда не ошибается. Мяуканье кошки передает мягким А, если попросишь, Мычание коровы вырождается в УУУ. В целом гласные А, О, У, И может повторить, согласные нет. Вся картина сложилась достаточно давно. Я не помню точно, когда она первый раз сказала четко МАМА и ПАПА, но это было где-то между годом и двумя, мы надеялись тогда, что отставание будет небольшим. Уверенно эти слова так и не закрепились.

О поведении и навыках. Она уверенно самостоятельно обслуживает свои естественные надобности, одевается (пуговицы пока с большим трудом, но получается, шнурки - нет, остально - вполне нормально), ходит в обычный сад с 2-х лет (никаких жалоб у воспитателей). Цвета на слух показывает неуверенно, но если постарается, часто попадает. Разделение предметов по цветам - уверенно. Очень активна, всегда участвует в уборке, моет посуду с моей помощью, накрывает на стол (требует этого сама). Очень нервна, часто закатывает истерики, когда ее не понимают или не хотят понять, чего она хочет. Особенно это проявляется когда принимаем курс лекарств (пантогам, кавинтон - сейчас уже 2-й курс). Когда не нервничает, ведет себя ОЧЕНЬ послушно. Обычно это бывает после отдыха дома. После сада всегда нервничает. Появление в семье второго ребенка (совсем недавно) почти не сказалось отрицательно на поведении. Ревность замечена, но минимально. Однако стала плакать, когда ее отдаю воспитателю в саду, такого давно не было.

Характерные движения. Когда нервничает, ребенок иногда делает характерное движение, как бы поеживаясь с силой втягивая воздух через зубы (может быть много раз в день). Когда спокоен, этого практически не бывает. Впервые замечено в возрасте после двух лет. Именно это а не отставание в речи заставило нас тогда еще начать обследования.

О наших обследованиях. Энцефалограмма мозга показала, что в этом плане все нормально (эпилепсии не нашли). Исслдования на слух показали НЕБОЛЬШОЕ снижение (двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1-й степени). Внешне тугоухость никак не сказывается (слышит и понимает все, даже сравнительно негромкий голос). Диагноз невролога "расстройство экспрессивной и рецептивной речи на фоне тугоухости первой степени". Есть порок сердца, который как нам сказали, может закрыться к семи годам, внешне пока не сказывается. Еще было 2 разных обследования в комиссиях, которые ставили "ЗПР". То, в какой форме они проводились (быстро и формально) заставляет меня усомниться в том что у этой формулировки есть кроме речевого расстройства другие основания. Кроме того, тогда про снижение слуха еще не было известно.

Беременность, роды и родственники. Беременность протекала нормально, была угроза на третьем месяце, лежали на сохранении. При рождении ребенок оказался болен какой-то инфекцией (видимо заразился во время родов). Четыре дня находился без матери, кололи антибиотики, кормили грудным молоком через шприц. Выписали на 7 день. Среди родственников есть дядя ребенка - мой брат - инвалид 2 группы по психиатрии. Точный диагноз не знаю, очень тяжело учился в школе (обычной, класс ЗПР), в ПТУ не взяли, так как никаких навыков к работе нет, сейчас не работает. Еще есть очень дальняя родственница (троюродная или четвероюродная сестра) с похожими проблемами. Остальные родственники подобных проблем не имеют.

Врачи рекомендовали заниматься с сурдопедагогом, логопеды заниматься отказываются ссылаясь на снижение слуха. Безусловно, мы будем водитьь к сурдопедагоу, и в специальный речевой сад будем переходить. Но пока ситуация в семье сильно затрудняет и то и другое. Помогите пожалуйста советом, что можно сделать уже сейчас, к чему нужно стремиться в первую очередь. Спасибо.

POLINA_S
14.12.2007, 12:18
Доброе утро. Судя по вашему описанию, у девочки может быть моторная алалия с сенсорным компонентом. Но может быть и просто последствия снижения слуха. 1 степень сенсоневральной тугоухости - действительно самая легкая, но снижение слуховой чувствительности может доходить до 50 дб в речевой зоне. Для взрослого это некритично, ему м.б. достаточно, если собеседник громко и четко выговаривает слова. Другая картина наблюдается там, где речь еще не сформирована. Ребенок не слышит многих согласных звуков, особенно шипящих и свистящих, то есть слышит отрывочные звуки, а не слова. Не знаю где и на какой аппаратуре обследовали слух, но делать это нужно в сурдологическом центре, причем после трех лет уже можно делать аудиограмму. В случае необходимости нужно срочно подобрать слуховой аппарат и заниматься с сурдологом. Если слуховой аппарат поможет скорректировать слух, можно заниматься и с логопедом. Что касается специализированного сада это может быть и логопедический и сурдологический в зависимости от рекомендаций сурдологов. Итак, сейчас в первую очередь вам нужно решить вопрос о необходимости слухопротезирования. Иногда использование слухового аппарата практически решает все речевые проблемы, когда консультативная помощь специалиста и регулярные занятия с мамой помогают сформировать речь.

CANCAN
14.12.2007, 15:12
Большое спасибо за ответ!

Действительно, возможно она не может говорить, потому что не слышит часть звуков, при этом может понимать общий смысл сказанного.

До сих пор никто из докторов не указывали на проблему слухопротезирования как на срочную. Сурдолог в поликлинике прописала курс медикаментозного лечения и сказала обучить ребенка выполнять определенные действия на определенный звук, не видя его источника (такому обучению ребенок поддается).

Что касается аппаратуры обследования, то было
1) импанометрия
2) аудиометрия КСВП, после чего и был поставлен диагноз

Расшифруйте пожалуйста Вашу фразу "решить вопрос о необходимости слухопротезирования". Это означает попросить врача-сурдолога выписать слуховой протез?

Извините меня за непонятливость


POLINA_S
15.12.2007, 00:33
Добрый вечер. Обследования вам делали правильные. Меня смущает, что вы говорите о сурдологе из поликлинники. Если это обычная поликлиника, то врядли там есть сурдолог. Вам нужно обсудить вопрос с сурдологами, желательно из сурдологического центра, насколько необходимо использование слухового аппарата и в каком саду лучше заниматься девочке. Возможно аппарат и не нужен и достаточно развивающих занятий., То, как вы занимаетесь, называется развитием слухового восприятия. Такие занятия хорошо стимулируют слуховую функцию и вполне возможно, этого достаточно.