#1
|
|||
|
|||
Приемные дети, посоветуйте
Здравствуйте, уважаемые консультанты! Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации. В середине декабря у меня умерла сестра, осталось двое детей:мальчики 16 и 6 лет. В данный момент оформляю опекунство на них. Хотелось бы получить консультацию по поводу облегчения процесса адаптации, чтобы сделать ее наиболее безболезненной для детей. У меня у самой есть дочь ей 6,5 лет. Дети и раньше достаточно тесно общались, т.е. родственные связи уже были сформированы. В настоящее время возникают следующие вопросы:
1. Раньше отношения в их семье складывались следующим образом: младшего сына (Антон, 6 лет) очень баловали, он был всем для сестры, все желания исполнялись, любые капризы удовлетворялись, подчас за счет ущемления интересов старшего сына (Саша, 16 лет). Частенько случались истерики с топанием ногами и прочей атрибутикой, сразу же желаемое получалось. Антон мог что-нибудь напакостить и обязательно соврать, сперев вину на брата, за что старший и наказывался. Получается этакий "золотой ребенок", вся жизнь которого проходит под лозунгом "Я хочу, выньте и положьте". Старший в это время несет отвественность практически за все: уборка, готовка, стирка, увести-привести младшего из садика, плюс , естественно, учеба. В общем типичная ситуация Золушки и сестер, только оба ребенка родные, но один очень нежеланный (родила рано, побоялась сделать аборт). Воспитывала обоих детей одна, я по мере возможностей помогала ей. Сейчас живем все вместе и возникает конфликт: для Антона очень многое меняется, он теперь не свет в окне, а один из троих, равный среди прочих, а хочется быть первым. Пытается взять лидерство, но не справляется, из-за этого психует и начинает драться. Садятся младшие за занятия (начинаем готовиться к школе) если не хочет заниматься принципиально, то никакими танцами с бубнами не могу привлечь к занятиям. Не хочу и не буду. Просто "включает идиота" (просто больше не могу никак по-другому назвать это явление, простите за грубость) и не отвечает на элементарные вопросы, я оставляю в покое, проходить какое-то время, он сам садится и делает: главное, чтобы это была его инициатива "Теперь я хочу заниматься, поэтому давай задания". Ключевое слово "я хочу". Вот и не могу справиться, просто не знаю как реагировать, дочку-то я сразу приучила, что есть "хочу" и "надо", что есть время и для "хочу" и для "надо", но приоритеты у этих понятий разные и после "надо" всегда наступает время для "хочу". И заставлять нельзя и отпускать на самотек тоже нельзя. Подобный конфликт "Я хочу, выньте и положьте" возникает не только в вопросах занятий, но и в повседневной жизни": например, захотел игрушку, пошел отнял, если не отдают, начинает драться, делает что-нибудь назло. Подскажите как вести себя в подобных ситуациях. 2. Второй вопрос про дочку. Она в приципе нормально восприняла увеличение семейства, тем более, что выросли они практически вместе (разница в 7 мес с Антоном), Саша (старший) с младшими постоянно возится, играет, что не может не способствовать сближению. Но Настя не привыкла к такой манере поведения (по поводу игрушек как пример), для не всегда было важно договориться и найти компромисс, в садике дети уже привыкли, что у Насти отмать игрушки нельзя, но можно договориться или поменяться. Первая в драку не кидается, но если обидеть сдачу даст. И вот эти "Я хочу" и нежелание идти на компромисс ее выводят из равновесия. Стала замечать признаки ревности, мы с ней много разговариваем по этому поводу, я объясняю ей ситуацию, выслушиваю ее обиды,вместе пытаемся найти решение, но ревность разгорается все сильнее, причем ревнует только Антона, Сашу нет. И ревность направлена странно: я считала, что это будет примерно так "Почему ты ему больше времени-внимания уделяешь", а происходит так "Почему он относится к тебе как к маме". Как помочь ей справиться с ситуацией и построить отношения между ними. Спасибо большое заранее всем откликнувшимся. |
#2
|
||||
|
||||
Уважаемая Наталья! Ваш решение усыновить детей сестры - серьезный и достойный шаг.
Распределение "ролей" между детьми обязательно состоится со временем. И Вы, с Вашей мудростью, наверняка всё срежиссируете правильно. Я бы сейчас заострила внимание на другом - у мальчиков недавно умерла мама. Это страшная травма для них. Особенно - для старшего, с его уже взрослым мироощущением. Да, он не был любимчиком, но такие дети даже при живой маме скучают о ней, а когда мама уходит безвозвратно... Осмелюсь предложить Вам сделать в своей семье "номером один" старшего сына. Ведь это Ваш помощник, поддержка, авторитет для малышей. Пусть и они, маленькие, смотрят на старшего брата восхищенными глазами. Это придаст им чувство защищенности (его сейчас очень не хватает Вашему младшему сыну), а старший почувствует себя нужным и любимым. |
#3
|
||||
|
||||
Согласна с Ольгой Юрьевной. Почитайте, пожалуйста, вот это - обратите внимания на памятку для учителей и воспитателей.
Из научно-методического пособия "Система поддержания психического здоровья детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС: Научно-метод. пособие / Отв. ред. Л. А. Пергаменщик. – Гомель: РНИУП «Институт радиологии», 2004. – 156 с." Цитата:
|
#4
|
|||
|
|||
Спасибо всем, кто откликнулся!
Ольга Юрьевна, благодарю за совет, в принципе я так и стараюсь строить отношения между ними: Саша старший, его слово имеет вес, младшие должны его слушать, вроде как мамин заместитель. Стараюсь почаще их прижимать к себе, хвалить, повозиться всем вместе, стараюсь, чтобы они ощущали себя одной командой, уделять внимание всем поровну, чтобы не повторялась ситуация любимчиков. Для duel: спасибо за информацию. Я тоже думала, что будет какой-то период, когда дети, потеряв маму, могут замкнуться в себе, уйти в депрессию и т.д. Ждала и боялась такого состояния. Но ничего такого не было. На данный момент (прошло ровно 2 мес) такое ощущение, что они и не вспоминают, что жизнь было другая, только иногда к слову проскользнет " А мы с мамой..." Антон пытается называть меня мамой ( я не заставляю, не настаиваю, мне все равно как он будет меня называть, главное, чтобы отношения были доверительные и теплые). Заметила, что у Саши пропали навязчивые движения (они были с 3х лет, только менялись движения), в школе заметили, что ребенок сильно изменился. Могут ли депрессивные состояния начаться в отдаленом периоде, т.е. не сразу,а , допустим, через полгода? И по поводу навязчивых движений: у Антона они тоже есть, что делать, просто ждать когда пройдут, не заостряя внимания или как? |
#5
|
||||
|
||||
Как именно?
Цитата:
Цитата:
|
#6
|
|||
|
|||
Как изменился Саша: стал более открытым, чаще улыбается, общается со свестниками, раньше вадился на последнюю парту и молча сидел весь урок, я посмотрела его тетради, там за полгода занятий использовано только 1-2 листа, сейчас пишет на уроках, слежу, чтобы делал домашнюю работу. Дословно слова классного руководителя "Такое ощущение, что два разных человека или свалилась огромнаяноша с плеч"
По поводу Антона: он теребит губы, как только задумается или просто появляется "простой" в деятельности, т.е. смотрит мультики, просто разговариваем, если напоминаю, убирает руки. Может просто пока не обращать внимания, не концентрироваться? Появились эти движения давно, пару лет назад, с чем связано не знаю, мама заболела меньше года назад. У Саши тоже раньше были подобные движения: примерно с 3х лет начал моргать, потом в школе уже передергивания плечами были, потом трансформировалось в подергивание головой, сейчас ничего нет, наблюдаю незаметно, но нет движений. |
#7
|
||||
|
||||
Наталья, на привычку Антона теребить губы не стоит, наверное, обращать внимания.
Вас раздражает эта пивычка? Я не пси-специалист, но явные улучшения в поведении Саши настораживают. Чем болела Ваша сестра? |
|
#8
|
|||
|
|||
наверно да, привычка раздражает, по причинам гигиены, очень быстро развиватся стоматит, который благополучно ловит второй деть, в итоге двое нудят, что больно и обрабатывать не хотим.
Что настораживает в изменениях поведения Саши? Что временное затишье перед бурей? Мама болела раком, тяжелый период был последние 2 недели, на это время младшегоувезлик моей маме, Саша ухаживал за мамой, я старалась помочь максимально, но все-таки основной уход был на нем. |
#9
|
||||
|
||||
Цитата:
Цитата:
Психолог беседовал с Сашей после смерти мамы? Цитата:
|
#10
|
|||
|
|||
было дело, еще зимой пока Таня (сестра) лежала в больнице на облучении, дети находились у моей мамы 2 недели, потом две недели жили все вместе, у Антона появились язвочки во рту, местный врач сказал стоматит, через пару дней появлись язвочки у Насти, потому как все вместе, игрушки одни, кружку стараются одну, чтобы не обидно было и т.д. Сейчас стараюсь перевести на индивидуальный режим, объясняю про гигиену.
Не знаю, первое, что в голову пришло, просто сама не ожидала таких изменений в поведении, думала, что с ним будет сложно: тяжелая травма, подростковый период, максимализм юношеский, а происходит не так, как ожидалось, поэтому ставит в тупик. А что Вы имели в виду? Сейчас в школе временно психолога нет, записались на консультацию, но он особого смысла не видит, спрашивает "Зачем это надо?" Последние две недели были боли, удалось справиться с помощью Марка Азриельевича, местные врачи просто отказались, даже обезболивающие выбивала с трудом, гигиенический уход осуществляла я, умерла практически на глазах, он находился в другой комнате, я уехала в 19 часов доехала до дома, перезвонила уточнить состояние, т.к. в последний день она была совсем плоха, он сказал без изменений за последние 20 мин, я попросила еще раз посмотреть, а она уже умерла |
#11
|
||||
|
||||
По поводу поведения Саши - возможно, это "маскировка" тяжелой депрессии. Не знаю, не уверена. Вы очень правильно сделали, что записались на приём к психологу.
Младшие ещё не раз будут друг друга всякими ОРВИ и ветрянками заражать. Вы теперь многодетная мама, этих реалий не избежать. Зато ребятишки-одногодки будут с удовольствием общаться и в детстве, и когда вырастут. Ссоры, ревность, соперничесто - всё это будет, но Вам, уверена, удастся "рзруливать" эти мелочи без проблем. PS. Посмотрела Вашу тему в "Онкологии". Примите мои соболезнования. Для мальчиков, лишившихся мамы, спасение, что они попали в Вашу семью. |
#12
|
|||
|
|||
Цитата:
Сейчас разговариваю с Сашей, выясняется, что у них не сложился контакт с психологом, поэтому однозначно поведу к другому. |
#13
|
||||
|
||||
Есть специальные тесты (шкалы). Шкала Бека, например. На форуме они представлены в разделе "Психотерапия".
Но достоверно оценить ситуацию должен специалист, пообщавшись с ребенком. |
#14
|
|||
|
|||
Спасибо большое, попробуем пройти тест и попасть на очную консультацию психолога. У нас Сибирь и холодно (до -45С), люди часто болеют, уже во второй раз срывается консультация по причине болезни специалиста
|
#15
|
||||
|
||||
Наташа, Вы только Сашу не мучайте сейчас этими тестами. Ему это может не понравиться.
|