14 декабря 2007 года в 15.00 в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялось заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.
было заявлено два доклада:
Алексеева Н.С. Президент Ассоциации клиник С-Петербурга,
Каменев А.В. - Президент первой общероссийской ассоциации врачей частной практики
Публикую полный текст доклада:
Меры по преодолению негативных факторов на рынке медицинских услуг в России.
1. Меры инфраструктурного характера.
1.1. Меры по решению проблем аренды и выкупа помещений, используемых частными медицинскими организациями.
По данным Ассоциации, до 86 % частных медицинских организаций используют для своей деятельности арендованные помещения. В последнее пятилетие происходит активный процесс приватизации муниципального имущества, при котором не учитываются интересы арендаторов. Зачастую, собственник продает помещения без ведома арендатора, после чего медицинская организация просто прекращает свое существование.
В этой связи, необходимо принять срочные меры по принятию специального правового режима продажи объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в которых осуществляется деятельность частных медицинских организаций. Эти меры должны предусматривать:
1) мораторий на продажу объектов государственной и муниципальной недвижимости, занимаемых частными клиниками. Сроком на 5-10 лет;
2) предпочтительное право выкупа, с рассрочкой на 5-10 лет;
3) нормативное закрепление обязательного сохранения медицинского профиля использования недвижимости в течение 5-10 лет.
Мы рекомендуем Федеральной антимонопольной службе выйти с предложением в Правительство РФ о необходимости законодательного и нормативного урегулирования имущественных отношений в сфере обращения государственной и муниципальной недвижимости, в котором необходимо закрепить приоритет и защиту арендатора (частной медицинской организации), при продаже помещения.
2. Меры по устранению дискриминации частной системы здравоохранения.
2.1. Меры законодательного характера.
Целый ряд отдельных положений законов и подзаконных актов Российской Федерации содержат ограничения на осуществление определенных видов медицинской деятельности в частной системе здравоохранения. Подобная ситуация создает неравенство условий функционирования производителей медицинских услуг.
На наш взгляд в пересмотре и внесении поправок нуждаются следующие
статьи 22, 29, 37, 39, 42, 43, 54, 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых содержится прямые ограничения на выполнение тех или иных видов медицинской помощи в частной системе здравоохранения;
статья 55 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусмотренная законодателем в 1998 году явно – устарела и за девять лет ее существования привела к тому, что качество лечения наркологических больных в государственной и муниципальной системах здравоохранения по прежнему остается крайне низким. Частным медицинским организациям разрешено осуществлять только реабилитацию. В результате данной законодательной коллизии в России, имеется разрыв этапности и преемственности лечебно-реабилитационного процесса, что качественно (в 10-20 раз) снижает эффективность;
ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в которой оказание бесплатной медицинской помощи детям ограничено государственной и муниципальной системами здравоохранения;
ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которой напрямую дискриминируются работники частной системы здравоохранения, и в которую, не смотря на Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П, до сих пор не внесены изменения. Данная коллизия в значительной степени снижает кадровую конкуренцию между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, создавая среди врачей и средних медицинских работников негативную мотивацию на трудоустройство в частные медицинские организации, что подрывает рынок труда;
Федеральной антимонопольной службе необходимо рассмотреть вопрос о представлении в Правительство РФ законодательных инициатив, выравнивающих условия осуществления медицинской деятельности для всех систем здравоохранения.
2.2. Установление специального режима налоговых преференций.
Поскольку производство медицинских услуг является высокозатратным, низкорентабельным и высокорискоым видом деятельности, а рынок медицинских услуг имеет высокую социальную значимость, производителей медицинских услуг не следует приравнивать к производителям товаров. Ведь средние сроки окупаемости проектов в частной медицине составляют 5-7 лет, тогда как в других секторах экономики – 1-3 года.
Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики считает недопустимым механическое перенесение норм налогообложения, применяемых на товарных рынках на рынок медицинских услуг.
Для создания благоприятных условия развития рынка медицинских услуг и повышения инвестиционной привлекательности частной системы здравоохранения, предлагаем рассмотреть вопрос о законодательном установлении специального режима налоговых преференций для частных медицинских организаций и врачей частной практики – частных предпринимателей. Данный режим должен содержать положения:
1) освобождение медицинских услуг от налога на добавленную стоимость и недопущение попыток их обложения;
2) Налоговые каникулы для вновь созданных частных медицинских организаций и врачей частной практики (частных предпринимателей) в части налога на прибыль.
3) Расширение перечня состава затрат по упрощенной системе налогообложения.
3. Меры по устранению факторов недобросовестной конкуренции на рынке медицинских услуг.
3.1. Меры противодействия демпингу цен на медицинские услуги со стороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Частная система здравоохранения Российской Федерации, на сегодняшний день не имеет реального доступа к государственному заказу, не смотря на то, что все нормы и процедуры определены федеральным законодательством. У частных медицинских организаций нет источников финансирования для содержания инфраструктуры, тогда как государственные и муниципальные медицинские учреждения пользуются существенной поддержкой соответствующих бюджетов. При этом, в нарушение статьи 41 Конституции Российской Федерации, государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги. Это порождает различие в структуре затрат на оказание платных медицинских услуг, в результате чего цены на одинаковые услуги в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказываются значительно ниже, чем в частных медицинских организациях. Данный фактор не просто дестабилизирует, а разрушает рынок медицинских услуг.
Мы рекомендуем Федеральной антимонопольной службе рассмотреть данный факт и вынести на рассмотрение Правительства варианты его решения: либо в виде введения антидемпинговых пошлин, либо в виде полного запрета на оказание платных медицинских услуг в государственной и муниципальной системах здравоохранения, что будет соответствовать духу и букве Конституции Российской Федерации.
3.2. Меры по преодолению административных барьеров при получении государственного заказа частными медицинскими организациями.
Не смотря на то, что в законах декларировано равенство форм собственности при получении государственного заказа, частная система здравоохранения по-прежнему отстранена от распределения этих ресурсов. Свидетельство этому – многочисленные судебные процессы, на которых отдельные частные клиники добиваются вхождения в систему обязательного медицинского страхования. Кроме того, Статья 15 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Постановление Правительства РФ № 642 определяют порядок участия субъектов малого предпринимательства в выполнении услуг для государственных заказчиков. Однако, широкой практики применения данных норм – мы не наблюдаем. Причина тому – административное противодействие со стороны отдельных органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Федеральной антимонопольной службе следует обратить пристальное внимание и совместно с Первой общероссийской ассоциацией врачей частной практики, создать систему целевого регионального мониторинга по выполнению указанных нормативов.
4. Меры государственной поддержки саморегулирования рынка медицинских услуг.
Рынок медицинских услуг представляет собой общественно значимую и весьма социально болезненную сферу гражданских отношений, связанную с необходимостью обеспечения не только качества, но и доступности медицинских услуг для населения. По этому, в формировании систем регулирования этого рынка, следует исходить из принципа соразмерного сочетания государственного регулирования, сорегулирования и саморегулирования. Роль инструментов государственного регулирования определяется конституционными обязанностями государства в обеспечении гарантий охраны здоровья граждан, что выражается в форме законодательства, надзора и финансирования. Однако, в настоящее время, государство, доминирующее на рынке медицинских услуг осуществляет однобокое, несправедливое регулирование в пользу государственной и муниципальной систем здравоохранения.