Если исходить из вашего описания проблемы - у ребенка сформирована так называемая "кабинетная речь". И упражнениями на воспроизведение (на слух или при чтении) вы тренируете именно ее.
В подобных случаях более эффективно использовать игры и упрежнения, где ребенок называет, но не повторяет и не читает.
Различные упражнения с фразовыми конструкторами, пересказы логопедических рассказов, составление рассказов по картинам и сериям картин, исправление ошибок в чужой речи (т.н. "маленький логопед") - все эти задания будут стимулировать свободную, самостоятельную речь.
Большое заблуждение, что "нужно его исправлять, если замечаем неправильное произношение". Ваша задача помочь ребенку настроиться на правильное произношение и самоконтроль ДО того, как он начнет говорить. Буквально, ребенок подходит с определенной информацией, вы его останавливаете и напоминаете: Ты умеешь говорить красиво, у тебя прекрасно получается и сейчас у тебя все получится, правда?
Очень помогает заучивание песен. Именно песен, а не стихов. Учите петь, контролируя звуки. Скороговорки тоже хорошо. Упражнения для актеров и дикторов можно брать.
Если ребенок спокойно относится к своим нарушениям, можно попробовать записать его речь с "путаницей". Затем посадить с блокнотом, включить запись и предложить выписать все неправильные слова. Разумеется, запись можно прокручивать несколько раз, ставить на паузу и пр. А потом попросите повторить правильно, подглядывая в блокнотик.
И еще, включите "обратный контроль" - замечайте те слова/фразы, которые ребенок без напоминания сказал чисто. Фиксируйте его внимание на успехах.
__________________
С уважением, учитель-логопед Людмила Николаевна.
|