Еще раз здравствуйте, Людмила Николаевна!
Утром прочитала Ваш ответ, ответила, потом много думала над тем, что ребенок понимает, что может мной манипулировать. Вспомнила все наши жизненные ситуации, и нарисовалась у меня такая какая-то сумбурная картина..
Какими бы ни были причины наших с ним конфликтов чаще всего они развиваются по такому сценарию:
1. На мою просьбу сделать что-то Даня отвечает отказом: "А я не хочу. Не буду".
2. Я соглашаюсь с ним: "Да, не хочешь, но, может быть, мы сделаем это как-нибудь по хитрому? Например, не просто пойдем умываться, а поскачем, как лошадки, или поедем, как паровозы". (Иногда это срабатывает и все происходит без проблем).
3. Если ребенок не соглашается, предлагаю в процессе рассказать ему какую-нибудь сказку/историю (до 2 лет это всегда помогало). (Опять же, может сработать).
4. Предоставляю ему право выбора: "Если хочешь, можешь закончить игру, а потом ужжж..." (иногда помогает, он заканчивает и спокойно делает то, о чем я прошу).
5. Если мирные методы убеждения не помогают, беру ребенка на руки и делаю то, что считаю нужным (одеваю/раздеваю/кормлю..). Естественно, ребенок вырывается и кричит. Если его в этот момент отвлечь или рассмешить, есть вероятность, что все пройдет гладко. А если нет.....
6. Я начинаю терять терпение и начинаю предупреждать заранее: "Даня, пожалуйста, давай сделаем это, а то я уже начинаю булькать, как самовар, сердиться, и скоро начну неконтролируемо вопить громким голосом (он помнит, что я и правда такое могу). И в итоге либо сделаю так, как мне надо с применением силы, либо мы не будем ничего делать.
7. Я перестаю себя контролировать, терпение лопается и я говорю: "Ладно, не хочешь - не надо. Пойдем заниматься другими делами". И вот тут-то ребенка вскрывает. Он начинает рыдать, говорить, что будет, будет, будет делать то, о чем прошу. Если я стою на своем и не делаю, он долго плачет и просит "начать все с начала". Если соглашаюсь, и делаю, он тут же меняет все назад: "Не буду, не хочу..." И если в этом вариенте я довожу дело до конца, он очень быстро успокаивается, улыбается, и просто душка.
Мне не нравится, что так происходит. Я понимаю, что нельзя заставлять делать силой. Нельзя отступать от уже принятого решения. Нельзя поддаваться на провокацию, хотя, мне кажется, с его стороны это не совсем осознанная провокация... Знаю, но в какой-то момент срываюсь, и мы повторяем номер снова и снова.
Если нам удается все сделать быстро и сразу, я его хвалю.
Вообще, сейчас я работаю, мы не очень много видимся, но такие проблемы были и тогда, когда я не работала и мы все время проводили в тесной связке.
С рожедния я вела себя с ним неправильно. Не понимала, что он хочет, развлекала его, как могла, чтобы он не плакал. До 1 г.4 мес. кричал во сне. Не просыпался и кричал.... Не мог спать один в комнате, я сидела с ним рядом.
К нам в постель стал проситься после года, и то не часто. До этого не хотел, плакал.
На искусственном вскармливании, молока было очень мало. До 3,5 мес. на смешанном протянули.
В 10 месяцев ему была сделана операция, а потом он уже в больнице болел сначала ротавирусом, потом ОРВИ. Были и капельницы, и зонды, и уколы, и перевязки, но это на нем вроде бы не отразилось. И до, и после больницы он был веселым, общительным мальчиком. Врачей не боится, даже любит к ним ходить. Ласковый, любит всех членов семьи (я, муж, мои родители и мой брат). Любит слушать сказки, рассказы, пересказы мультфильмов... С ним проблем-то и нет.. Просто бывают ситуации, которые хочется разрешать без потерь. А как это сделать - я не знаю..