alexvod
07.07.2009, 09:33
Вопрос: Поясните, пожалуйста, правомерны ли действия лицензионной комиссии, которая при проверке и (или) лицензировании требует от специалистов помимо диплома и сертификата еще и удостоверение о прохождении интернатуры? И почему это требование распространяется только на специалистов, закончивших ВУЗ после 2000 г.?
Ответ: В соответствии с примечаниями к "Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации", утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008 г. N 112н, подготовка специалистов по основным специальностям проводится через обучение в интернатуре и (или) ординатуре, за исключением основной специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", подготовка по которой осуществляется через обучение в ординатуре.
При этом допускается получение основных специальностей через профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности для лиц:
- замещающих должности "врач-терапевт участковый" и "врач-педиатр участковый" - по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)";
- замещающих должности руководителей организаций здравоохранения и учреждений госсанэпидслужбы - по специальностям "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и "Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
- замещающих должности руководителей аптечных организаций - по специальности "Управление и экономика фармации".
- замещающих должности врачей хирургического профиля - по специальностям "Судебно-медицинская экспертиза" и "Патологическая анатомия";
- замещающих должности врачей-педиатров по специальностям "Неонатология" и "Неврология".
Лица, получившие право на профессиональную деятельность по специальности, а также зачисленные на обучение по программам послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами, сохраняют право на профессиональную деятельность и дальнейшее обучение в соответствии с имеющейся специальностью.
Таким образом, с апреля 2008 года для получения основной специальности, кроме перечисленных выше специальностей и должностей, необходимым условием является обучение в интернатуре или ординатуре.
Подчеркнем, что это требование касается только процедуры получения специальности. К лицам, уже имеющим основную специальность, подтвержденную сертификатом специалиста, это требование не относится.
Мнение лицензионной комиссии о том, что требование о прохождении интернатуры распространяется на специалистов, закончивших ВУЗ после 2000 г., основывается на Письме Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. N 156-ВС, разъяснявшего порядок действия Приказа Минздрава России от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации". При этом Минздравсоцразвития РФ в связи с неясностью трактовки положений Приказа N 337 и не определенностью его статуса рекомендовал "при лицензировании учреждений здравоохранения учитывать, что лица, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование до 2000 года, не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной и (или) фармацевтической специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных и фармацевтических должностей в учреждениях здравоохранения в порядке, предусмотренном приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 г. N 990 "Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью" и от 13.07.1989 г. N 418 "Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением N 1 к приказу Минздрава СССР от 21.10.1974 г. N 990", могут продолжить работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 01 января 2000 года), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение последних 5 лет в объеме не менее 144 часов в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования".
В связи с этим заметим, что Письмо Минздрава РФ от 15.01.2007 г. N 156-ВС, как и сам Приказ Минздрава России от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", на который ссылается данное письмо, не являются нормативно правовыми актами согласно п.п. 8-10 Указа Президента РФ от 23.05.96 г. N 763 (в ред. от 28.06.2005 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и п.п. 10, 17, 19 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке - в "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Что подтверждает Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 г. N ГКПИ06-364.
Подчеркнем также, что разъяснения, содержащиеся в Письме Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. N 156-ВС (а также в письмах аналогичного содержания N 154-ВС и N 155-ВС), относились исключительно к утратившему силу Приказу Минздрава РФ от 27.08.99 г. N 337.
Таким образом, действия лицензионной комиссии, основанные на данных разъяснениях Минздравсоцразвития РФ, не правомерны. Порядок допуска к фармацевтической и медицинской деятельности определяется в настоящее время нормами статьи 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.93 г. N 5487-1 (в ред. от 23.07.2008 г.), согласно которым право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Следовательно, требование у работника для допуска к медицинской или фармацевтической деятельности дополнительных документов, кроме диплома об образовании и сертификата специалиста следует трактовать как нарушение статьи 65 Трудового кодекса РФ, а требование таких документов у соискателя лицензии - нарушением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Директор юридической
компании "Юнико-94"
М.И.МИЛУШИН
20.10.2008
Ответ: В соответствии с примечаниями к "Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации", утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008 г. N 112н, подготовка специалистов по основным специальностям проводится через обучение в интернатуре и (или) ординатуре, за исключением основной специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", подготовка по которой осуществляется через обучение в ординатуре.
При этом допускается получение основных специальностей через профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности для лиц:
- замещающих должности "врач-терапевт участковый" и "врач-педиатр участковый" - по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)";
- замещающих должности руководителей организаций здравоохранения и учреждений госсанэпидслужбы - по специальностям "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и "Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
- замещающих должности руководителей аптечных организаций - по специальности "Управление и экономика фармации".
- замещающих должности врачей хирургического профиля - по специальностям "Судебно-медицинская экспертиза" и "Патологическая анатомия";
- замещающих должности врачей-педиатров по специальностям "Неонатология" и "Неврология".
Лица, получившие право на профессиональную деятельность по специальности, а также зачисленные на обучение по программам послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами, сохраняют право на профессиональную деятельность и дальнейшее обучение в соответствии с имеющейся специальностью.
Таким образом, с апреля 2008 года для получения основной специальности, кроме перечисленных выше специальностей и должностей, необходимым условием является обучение в интернатуре или ординатуре.
Подчеркнем, что это требование касается только процедуры получения специальности. К лицам, уже имеющим основную специальность, подтвержденную сертификатом специалиста, это требование не относится.
Мнение лицензионной комиссии о том, что требование о прохождении интернатуры распространяется на специалистов, закончивших ВУЗ после 2000 г., основывается на Письме Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. N 156-ВС, разъяснявшего порядок действия Приказа Минздрава России от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации". При этом Минздравсоцразвития РФ в связи с неясностью трактовки положений Приказа N 337 и не определенностью его статуса рекомендовал "при лицензировании учреждений здравоохранения учитывать, что лица, получившие высшее медицинское или фармацевтическое образование до 2000 года, не имеющие документов о необходимой послевузовской подготовке по врачебной и (или) фармацевтической специальности (интернатура, ординатура, аспирантура, специализация), но допущенные к замещению врачебных и фармацевтических должностей в учреждениях здравоохранения в порядке, предусмотренном приказами Минздрава СССР от 21.10.1974 г. N 990 "Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью" и от 13.07.1989 г. N 418 "Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением N 1 к приказу Минздрава СССР от 21.10.1974 г. N 990", могут продолжить работать в должностях тех же наименований при наличии стажа работы по специальности не менее 5 лет (по состоянию на 01 января 2000 года), сертификата специалиста, квалификационной категории и соответствующих документов о повышении квалификации в течение последних 5 лет в объеме не менее 144 часов в образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования".
В связи с этим заметим, что Письмо Минздрава РФ от 15.01.2007 г. N 156-ВС, как и сам Приказ Минздрава России от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", на который ссылается данное письмо, не являются нормативно правовыми актами согласно п.п. 8-10 Указа Президента РФ от 23.05.96 г. N 763 (в ред. от 28.06.2005 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и п.п. 10, 17, 19 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке - в "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Что подтверждает Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 г. N ГКПИ06-364.
Подчеркнем также, что разъяснения, содержащиеся в Письме Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 г. N 156-ВС (а также в письмах аналогичного содержания N 154-ВС и N 155-ВС), относились исключительно к утратившему силу Приказу Минздрава РФ от 27.08.99 г. N 337.
Таким образом, действия лицензионной комиссии, основанные на данных разъяснениях Минздравсоцразвития РФ, не правомерны. Порядок допуска к фармацевтической и медицинской деятельности определяется в настоящее время нормами статьи 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.93 г. N 5487-1 (в ред. от 23.07.2008 г.), согласно которым право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Следовательно, требование у работника для допуска к медицинской или фармацевтической деятельности дополнительных документов, кроме диплома об образовании и сертификата специалиста следует трактовать как нарушение статьи 65 Трудового кодекса РФ, а требование таких документов у соискателя лицензии - нарушением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Директор юридической
компании "Юнико-94"
М.И.МИЛУШИН
20.10.2008