PDA

Просмотр полной версии : Интересно получается...


Dr. Vadim
14.04.2009, 14:02
Уважаемые коллеги!
В последние месяцы на этом форуме участились обращения врачей с проблемами, так или иначе связанными с дефектами постдипломного образования. Это обычно касается порядка допуска к профессиональной деятельности в качестве специалиста. Проблемы разные, но в итоге сводятся к вопросу о легитимности профессиональной деятельности в принципе. Вот по этому вопросу имеется комментарий...

Вчера ВВС дал ссылку на одно письмо МЗСР РФ ( [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ). После прочтения возникло ощущение света в конце тоннеля. Особенно порадовался за участницу greta ( [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ), ведь у врача стаж с 1985 года. Да и остальные участники тоже могли бы решить свои проблемы с интернатурой/ординатурой, трудовым стажем и тд.

В чём, собственно, проблема? Проблема в том, что Приказ МЗСР от 9 декабря 2008 года № 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников", который комментируется Письмом, при его буквальном его прочтении, не содержит тех норм, о которых говорится в Письме. Проще говоря, комментируЮЩИЙ и комментируЕМЫЙ акты сильно не совпадают.

Например. "Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (далее - Порядок), утвержденный настоящим Приказом, распространяется на лиц (далее - медицинские специалисты, специалисты), имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, не соответствующее занимаемым должностям в учреждениях здравоохранения, не получивших послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, установленного действующими нормативными правовыми актами, но имеющих опыт практической работы по врачебной (провизорской) специальности и осуществляющих непрерывную деятельность по соответствующим специальностям более 5 лет." Это из Письма. Но из текста Приказа такой вывод ну никак не получается сделать!

Да, я знаком с видами толкования норм права по объёму. Если даже предположить, что законодатель использовал расширительное толкование (то есть когда смысл, вложенный законодателем в норму права, оказывается шире смысла, вытекающего из текста нормы права), то и в этом случае выводы, сделанные в Письме, слишком смелые для текста Приказа № 705н.

Но! Не стал бы я всего этого писать, если бы не одно "но". Письмо МЗСР, комментирующее некий порядок, закреплённый в некоем Приказе, можно отнести к такому виду правовых актов, как акты официального толкования норм права. На этом этапе необходим короткий правовой ликбез.
Итак. Акты официального толкования нормы права - это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностыми лицами и содержащие разъяснения норм права. Для уяснения правовой природы этой группы правовых актов выделим их признаки:

1. Не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм
2. Имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права
3. Содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы
4. Обладают государственной обязательностью (!), что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий
5. Адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой

Само толкование в данном случае является:

1. Официальным, так как дано уполномоченным на то субъектом
2. Нормативным, так как характеризуется государственной обязательностью, общим характером, возможностью неоднократного использования, но не ведёт при этом к созданию новых норм права
3. Аутентичным, так как смысл нормы был разъяснён субъектом, ранее принявшим её

Красота ситуации, таким образом, заключается в том, что Письмо как акт официального толкования нормы права может здорово помочь врачам, имеющим названные в начале темы проблемы и помощь эта связана с самим фактом существования Письма. Но при рассмотрении вопроса по-существу возникает непонимание того, как могли быть сделаны такие выводы из текста Приказа.

Прошу, у кого больше терпения, чем у меня и кто лучше дружит с русским языком и с формальной логикой, изучить тексты Письма и толкуемого им Приказа и сделать свои выводы.

Aminazinka
14.04.2009, 18:55
Текст скоро выйдет из свободного доступа, копирую сюда (спасибо доктору П. за подсказку).
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 марта 2009 г. N 16-4/10/2-1797


Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет Приказ от 9 декабря 2008 г. N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2009 г. N 13459, и сообщает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Приказ согласован с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (далее - Порядок), утвержденный настоящим Приказом, распространяется на лиц (далее - медицинские специалисты, специалисты), имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, не соответствующее занимаемым должностям в учреждениях здравоохранения, не получивших послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, установленного действующими нормативными правовыми актами, но имеющих опыт практической работы по врачебной (провизорской) специальности и осуществляющих непрерывную деятельность по соответствующим специальностям более 5 лет.

На основании документов, подтверждающих получение высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, стаж профессиональной деятельности по специальности, и с учетом итогов проведенного вступительного испытания образовательное учреждение в соответствии с пунктом 6 Порядка самостоятельно определяет сроки, формы, содержание и технологии обучения.

Продолжительность обучения устанавливается образовательным учреждением с учетом продолжительности ранее освоенных учебных планов и программ, имеющегося уровня профессиональных знаний, умений и практических навыков у конкретного специалиста.

Кроме документов об образовании государственного (высшее и дополнительное профессиональное образование, аспирантура) и ведомственного (интернатура, ординатура) образца, могут учитываться документы, выданные образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и учреждениями здравоохранения, подтверждающие прохождение стажировки.

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является трудовая книжка.

В образовательных учреждениях, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, сложилась форма итогового контроля знаний - квалификационный экзамен, который предлагается сохранить до введения иных форм.

Наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца выдается (подтверждается) сертификат специалиста, предусмотренный статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в качестве документа, подтверждающего право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.

Лицам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, не получившим послевузовского и дополнительного профессионального образования, установленного действующими нормативными правовыми актами, но имеющим стаж работы по специальности более 5 лет, необходимо выдать в дополнение к сертификату справку на бланке учреждения согласно приложению.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому лицу, в том числе фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, образование, профессия и другая информация (статья 3). Обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъектов персональных данных (статьи 6 и 9).


В.И.СКВОРЦОВА






Приложение

к Сертификату N

__________________________________________________ _________________________
(фамилия, имя, отчество)
прошел (прошла) повышение квалификации (профессиональную
переподготовку) в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития
России от 9 декабря 2008 г. N 705н "Об утверждении Порядка
совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических
работников", по специальности _____________________________________________
__________________________________________________ _________________________
(наименование специальности)
в объеме ____________ часов очной части, _____________ часов заочной части,
завершил(а) стажировку __________________________________________________ __
(наименование научного и образовательного
__________________________________________________ _________________________
учреждения, учебного плана и программы)
продолжительностью ________________ месяцев.
Итоги квалификационного экзамена (дата ____________________, протокол N __)
свидетельствуют о том, что дополнительное профессиональное образование,
полученное __________________________________________________ ______________
(фамилия, инициалы)
по объему и совокупности изученных дисциплин, соответствует требованиям,
предъявляемым к подготовке по специальности ______________________________,
(наименование специальности)
а профессиональные знания, умения и практические навыки достаточны для
выполнения самостоятельной профессиональной деятельности.

Ректор _____________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

МП

AmuRRR
15.04.2009, 12:52
порадовался за участницу greta ( [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ), ведь у врача стаж с 1985 года. .
Там, к сожалению, стаж ВОП С 2008 г. , а в Письме - "осуществляющих непрерывную деятельность по соответствующим специальностям более 5 лет"


Aminazinka
15.04.2009, 12:59
Коллега, по ОП в теме по ссылке проблем нет - пройдена ПП и получен сертификат. А вот с педиатрией там загвоздка. Была. Теперь ее можно ликвидировать.

Dr. Vadim
22.04.2009, 16:49
После проведённых консультаций сообщаю выводы, к которым мы пришли.

В первом сообщении среди признаков акта толкования права я назвал признак 5. Адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой. Речь идёт о судах, в первую очередь.

Таким образом, мы можем здесь как угодно долго теоретизировать, но решить вопрос можно только обращением в суд. Наиболее разумным представляется вариант обращения в районный суд после того, как отдел кадров, кафедра ВУЗа, чиновник органа управления здравоохранением и тд откажется признавать вот этот "проблемный" стаж работника. Суд обязан будет рассмотреть и Приказ, и Письмо МЗСР РФ и принять какое-то решениие. Решение, естесственно, может быть оспорено. Не исключается, что суд сам может обратиться за разъяснением, например, в Конституционный Суд. Но в любом случае кто-то должен начать этот процесс, иначе ясности в вопросе с этим письмом не будет никогда.

AmurR
22.04.2009, 18:38
Коллега, по ОП в теме по ссылке проблем нет - пройдена ПП и получен сертификат. А вот с педиатрией там загвоздка. Была. Теперь ее можно ликвидировать.
Немного не так; проблема человека в том, что ему не платят 10 тыс. стимулирующей надбавки, положеной врачам ОП.

".........С 2009 года работаю там же ,но уже врачом ОП.Вопрос в следующем-мне отказываются платить субвенцию,мотивируя отказ тем,что я не прошла интернатуру по педиатрии.Прав ли отдел кадров?...."


Dr. Vadim
22.04.2009, 18:50
Так Вы дальше читайте. Валерий Валерьевич совершенно справедливо заметил, что проблема гораздо серьёзней, чем заявлена и под вопросом легитимность трудовой деятельности в принципе. Проблема субвенции производна от неё.

sheeslong
26.04.2009, 10:59
Здравствуйте! Возможно, не совсем в тему - но проблема связана именно с образованием. В нашей поликлинике стало модным направлять на учебу (сертификат, повышение квалификации) с отрывом от производства. Наверное, это хорошо и правильно, если б не одно "но". За время учебы оплата производится, исходя из базового оклада. Т.е. врач или медсестра получает только свой оклад, без надбавок за стаж, участковость и т.д. Не говоря уж о тех "федеральных надбавках". При чем мотивация следующая: учеба - это ваши проблемы и инициативы, и оплачивать вам ее никто не обязан. Но ведь, по сути, это - командировка? И самостоятельно, насколько мне известно, на учебу никто особо не стремится. Просто потому, что потом на участке столько всякого скапливается, что разгребать приходится долго и нудно. Подскажите, пожалуйста, насколько правомерно такое поведение администрации? Или мы сами чего-то недопонимаем?

Dr. Vadim
26.04.2009, 11:54
Тема повышения квалификации медицинских работников не раз обсуждалась здесь, поэтому ответы тезисно. В следующий раз прошу Вас воспользоваться поиском по форуму.
Повышение квалификации мед работников является проблемой исключительно работодателя. Организация учёбы, расчёты - это не Ваше. За работником на время прохождения учёбы на курсах ПК сохраняется средний заработок. ПК - это не командировка по сути, про командировки смотрите соседнюю тему.


Aminazinka
09.05.2009, 20:39
Приказ №705н опубликован "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 13, 30.03.2009